Католический мир вспоминает Страсти Христовы
В Великую Пятницу Церковь чтит память Страстей Христовых. В этот день в особой скорбно-торжественной атмосфере совершается последнее в этом году богослужение Крестного пути. Евхаристия не совершается, но вечером отправляется Литургия Страстей Христовых с чтением Евангелия Страстей по Иоанну, ходатайственной Молитвой верных, охватывающей все церковные чины, всех верующих и вообще все категории людей, почитанием древа Святого Креста и Причащением Преждеосвященными Дарами.
Традиционный «Крестный путь у Колизея» в Риме (в этом году тексты размышлений к нему написал кардинал Камилло Руини) возглавил Папа Бенедикт XVI, который в конце этого богослужения произнес проповедь. Проходя Крестный путь, каждый из нас заново открывает, насколько глубока любовь, которую Христос питал и питает к нам.
«Этой ночью мы созерцаем лик Христов, — сказал Папа, — искаженный болью, поруганный, оскорбленный, изуродованный человеческим грехом. Зато завтра ночью мы увидим Его лицо исполненное радости, сияющее и блистающее.
С того момента, как тело Христа было положено во гроб, могила и смерть перестали быть “местами, лишенными надежды”, в которых история закончена абсолютно, а человек достигает последней границы своей беспомощности. Страстная Пятница – это день величайшей надежды, вызревшей на Кресте».
Далее Святой Отец отметил, что Иисус в момент Своей смерти воскликнул: «Отче! В руки Твои предаю дух Мой…». Завершая свой земной путь, отдавая его в руки Отца, Иисус знает, что Его смерть станет источником жизни. Семя, брошенное в землю, должно быть разрушено, чтобы смогли появиться всходы. Сам Иисус сравнил Себя с пшеничным зерном: «Если пшеничное зерно, пав в землю, не умрет, то останется одно; а если умрет, то принесет много плода» (Ин 12,24).
«Иисус – это и есть пшеничное зерно, — сказал Папа, — павшее в землю, разорванное, разрушенное, погибшее. Только таким образом оно может принести плоды. С того дня, в который Иисус Христос был вознесен на крест, сам крест, бывший прежде знамением уничтожения, одиночества и поражения, стал символом нового начала. Из глубин смерти звучит обетование вечной жизни, Крест некоторым образом расцвечен победным сиянием пасхального рассвета.
Церковь теперь ожидает Пасхального воскресенья, утреннего рассвета “третьего дня”, рассвета триумфа любви к Богу, рассвета, позволяющего увидеть собственную жизнь, проблемы и страдания в новом свете.
Наши поражения, наши разочарования, наша горечь, которые, как кажется, свидетельствуют о крахе всех наших начинаний, теперь просвещены надеждой. Акт любви ко Кресту, подтвержденный Отцом, сияющий светом Воскресения, всё покрывает и преображает. Так из предательства может родиться дружба, из вражды – прощение, из ненависти – любовь», — завершил свое размышление Бенедикт XVI.
Литургию Страстей Христовых, прошедшую в соборе Св. Петра, также возглавил Папа, а со словом проповеди к собравшимся по сложившейся традиции обратился проповедник Папского дома монах-капуцин Раньеро Канталамесса. На этот раз он размышлял о новом священстве, ставшем следствием Крестной жертвы Христа. Оно и в самом деле является абсолютно новым – не только по отношению к Ветхому Завету, но вообще к любой форме священства, присутствующей в различных религиях.
«Любой священник преподает то, чем сам он не является, — сказал проповедник Папского дома, — а Христос отдал Себя, принес в жертву Себя Самого. И жертва в данном случае приносится не для того, чтобы умилостивить Бога, а, скорее, чтобы умилостивить человека, побудить его отказаться от враждебности к Богу и ближнему. Христос пришел не с чужою кровью, а с собственной. Он не стал взваливать свои грехи на плечи кого-то другого – будь то человек или животное, – а взвалил на Себя чужие грехи. И потому жертва Иисуса – это прекрасный урок нашему миру. Он доказывает, что насилие – это архаичный пережиток, возвращение к примитивным, ставшим достоянием прошлого формам развития. Он также напоминает, что насилие обречено на поражение».
Однако, — как подчеркнул о. Раньеро, — насилие вовсе не исчезло с мировой сцены. Кажется парадоксом тот факт, что современное поколение, не знавшее больших войн, упивается насилием в средствах массовой информации и компьютерных играх. По-прежнему недостаточное внимание уделяется насилию против женщин. Есть и народ, подвергавшийся насилию в большей, нежели иные народы, степени. Это – евреи. В этом году евреи отмечают свой праздник Пасхи в те же дни, что и христиане. В этой связи Папский проповедник процитировал выдержки из письма своего друга-еврея:
«Я с отвращением слежу за жестокими нападками, которым во всём мире подвергают Церковь, Папу и верных. Манипуляция стереотипами, замещение личной ответственности ответственностью коллективной – всё это напоминает мне самые позорные страницы антисемитизма. А потому я хочу уверить Вас, отче, Папу и всю Церковь в моей солидарности с вами – солидарности еврея, открытого диалогу, а также солидарности всех тех членов еврейской общины – а их немало, – которые разделяют мои братские чувства».
В заключение о. Раньеро Канталамесса поздравил всех евреев с иудейской Пасхой, а свою проповедь завершил молитвой из ритуала еврейской пасхальной вечери, которая известна также и в христианской традиции.
В этом году, когда христиане Запада и Востока, а также евреи отмечают Пасхальные торжества в одни и те же дни, в Иерусалим прибыло особенно много паломников. Латинский патриарх Иерусалима Фуад Туаль возглавил Литургию Страстей Господних в Храме Гроба Господня рано утром в Великую Пятницу. Участники богослужения, проходившего во францисканской часовне, где непрерывно почитается Голгофа, вслушиваясь в слова Страстей по Иоанну, имели перед своим глазами скалу Голгофы – этого немого свидетеля событий, разыгравшихся здесь около двух тысяч лет назад, когда был предан смерти наш Господь. В обряде поклонения кресту были использованы реликвии Святого Креста (по преданию – того самого, на котором был распят Иисус).
Позднее в Иерусалиме состоялся Крестный ход (Via Dolorosa) по тем местам, по которым когда-то восходил на Голгофу Иисус, в котором приняли участие паломники со всех концов мира и целые их общины. В эти часы на улицах Старого Иерусалима было очень людно. Заключительное, четырнадцатое стояние Крестного пути прошло у Гроба Господня: здесь участники процессии молились в намерениях Римского Папы.
Богослужения Страстной пятницы в Иерусалиме завершились паралитургической церемонией погребения Иисуса. В базилике Гроба Господня глава Кустодии Святой Земли францисканец Пьербатиста Пиццабалла возглавлял процессию, в ходе которой зачитывались фрагменты из Евангелий, описывающие смерть Иисуса и погребение Его тела. Их сопровождали символические сценки снятия с креста, помазания тела благовониями и его погребения.
Подобные, специфичные только для Святой Земли, церемонии имели место и накануне, в Великий Четверг. После Мессы Вечери Господней его участники во главе с о. Пиццабалла направились в Гефсиманию, к месту знаменитой «Молитвы о чаше» Иисуса, где прошло специальное богослужение ночного бдения. Затем процессия с факелами двинулась в долину Кедрон, к святилищу Св. Петра в Галликанту.
Слово «Galli-cantu» означает «петушиный крик». Именно на этом месте по преданию апостол Петр трижды отрекся от Христа «прежде чем пропел петух». На этом месте сохранился и остаток стены дворца первосвященника Каиафы, где Иисус содержался в ночь с четверга на пятницу и затем был поставлен перед судилищем.
Перевод: Сибирская католическая газета