Католическая Церковь и СМИ: сложные отношения

В эти дни, насыщенные ожиданиями как в Церкви, так и за её оградой, — возможно, ожиданиями не всегда совпадающими, — с особой актуальностью встаёт вопрос о взаимоотношениях между Церковью и средствами массовой информации, о том, каким образом светские масс-медиа освещают жизнь Церкви.

Эти отношения с самых первых контактов – то есть с конца XIX столетия – были сложными. Но впервые эта проблема стала обсуждаться только в конце ХХ столетия, сто лет спустя. В 1994 году американский богослов Авери Даллес ввёл эту тему удивительно удачным примером. Неизвестно, произошла ли эта история на самом деле, но в любом случае она очень точно отражает то, как говорят о Церкви. История эта звучит так: на одного европейского епископа, который только-только прибыл в США, «нападает» журналист с вопросом о том, будет ли он посещать в Америке ночные клубы. Епископ пытается отделаться шуткой и отвечает: «А что, здесь есть ночные клубы?» На следующий день прелат обнаруживает в газетах огромный заголовок, — и ведь не к чему придраться: «Первый вопрос епископа: есть ли в Нью-Йорке ночные клубы?»

Сама Католическая Церковь вступила на полных правах в мир масс-медиа в 1861 году, когда начала выходить газета «Оссерваторе Романо». А Радио Ватикана, спроектированное Гульельмо Маркони, стало вещать 70 лет спустя – в 1931-м. Именно в тридцатые годы прошлого века присутствие Церкви в СМИ стало очевидным. Помимо развития радиостанции, Папа Пий XI дал важный импульс различным инициативам для освещения жизни Церкви. В период вакантного престола после его смерти – то есть в 1939 году – при газете «Оссерваторе Романо» был создан особый отдел, предваривший сегодняшний Зал Печати Святейшего Престола.
В 1950 году Монтини, в те времена работавший в госсекретариате Ватикана, делится с французским философом Жаном Гиттоном своим беспокойством: «Нужно уметь быть старомодными и современными, говорить согласно традиции, но в соответствии с сегодняшней восприимчивостью. Зачем говорить о том, что истинно, если современные люди этого не понимают?»

Более ста лет назад начали давать интервью журналистам. Первое восходит к 1892 году – об антисемитизме. Интервью Льва XIII журналистке Северин (это псевдоним Каролин Реми) было опубликовано на первой странице газеты «Фигаро». Папа дал это интервью с готовностью, однако сама публикация его не удовлетворила и спровоцировала медийную бурю. Так что следующего интервью пришлось ждать больше 70 лет: в 1965 году Павел VI ответил на вопросы Альберто Каваллари. Интервью было опубликовано в газете «Коррьере делла Сера» и стало отправным материалом для обширного журналистского исследования «Меняющийся Ватикан», вышедшего год спустя. В частности, Павел VI тогда сказал: «Многие уверяют, что Церковь думает так-то и так-то, а на самом деле они не спрашивали у Церкви, что она думает. А ведь наше мнение, в конце концов, должно что-то значить, когда речь идет о религии», — с иронией заметил Папа и добавил: «Мы осознаем, как трудно понять то, что происходит и обсуждается внутри Церкви. Знаете ли, и Папа иногда с трудом понимает сегодняшний мир».
За этим симпатичным интервью последовала энциклика «Humana vitae», вызвавшая негодование современников. Папа, вначале благосклонно принятый масс-медиа, должен был столкнуться с предельной враждебностью, которая сопровождала и его второго преемника Иоанна Павла II, первого Папу-иностранца после пятисот лет.

К сожалению, сегодня желания со стороны СМИ понять Церковь еще меньше, чем во времена Второго Ватиканского собора. Неслучайно в своем последнем интервью – данном Петеру Зеевальду – Папа Бенедикт XVI, очень чуткий к проблемам коммуникации, пытается говорить понятно для всех, и не только для католиков. С одной лишь целью: говорить о Боге, единственной реальности, которая действительно необходима.

Источник: Радио Ватиканаa href=

Print Friendly
vavicon
При использовании материалов сайта ссылка на «Сибирскую католическую газету» © обязательна