Наталья Боровская: «Караваджизм как духовное явление»
Искусствовед Наталья Боровская, мирянка посвященной Богу жизни из общины “Verbum Dei”, прочитала доклад «Караваджизм как духовное явление» на междисциплинарном семинаре Библейско-богословского института Св. Апостола Андрея, состоявшемся 15 сентября в Москве.
Она начала доклад с истории своей личной встречи с творчеством художника: еще в детстве ее поразил свет, исходящий от фигуры Христа на картине «Бичевание Христа», а потом – уже во взрослом возрасте, в Лувре, ее потрясла картина «Успение Девы Марии». В тот момент, как рассказала искусствовед, «во мне умер профессионал, и мне захотелось не рассматривать особенности письма, а сесть на банкетку перед картиной и помолиться Розарием».
В XVII веке творчество Караваджо вызывало бурную полемику. Нередки были отказы заказчиков от готовой картины, художника обвиняли в неподобающе реалистичном изображении Девы Марии, Христа и святых. В XIX и первой половине XX века Караваджо также воспринимали как художника «недуховного», считая его главным достоинством лишь реалистические приемы письма.
И лишь к концу двадцатого столетия европейское искусствознание стало выходить на духовный уровень изучения наследия Караваджо и его последователей.
«Сверхприродный свет» на полотнах Караваджо, использующего «темную манеру» живописного письма, реализм и новое восприятие времени, которое становится в его картинах «длящимся настоящим», – каждый из этих приемов художника рождает определенный «духовный результат» и новое понимание личностей сакральных персонажей.
На примере картин Караваджо «Воскрешение Лазаря», «Призвание апостола Матфея», «Обращение Савла», «Положение во гроб» и других искусствовед показала, как приемы художника создают многозначное духовное повествование.
Так, глядя на воскрешение Лазаря, мы видим тайну смерти и воскресения Христа; в истории Матфея – процесс становления святого из обычного человека; а композиция «Положения во гроб» рождает ассоциацию с тайной Евхаристии.
По мнению Натальи Боровской, Караваджо словно пытается «прорваться в сакральную тайну» евангельских сюжетов. Запредельное мастерство художника при его слабостях и пороках она рассматривает как знак Божественного милосердия.
Источник: Радио Ватикана