Как прошла Страстная пятница в различных регионах земного шара
В Иерусалиме католики вспоминали смерть Спасителя, размышляя о Его Страстях на Via Dolorosa и отправив богослужение на Голгофе, у латинского алтаря Распятия. Литургию возглавил латинский патриарх Иерусалима Фуад Туаль, а участвовали в ней как местные христиане, так и многочисленные паломники.
В базилике Божией Гробницы на Голгофе в ходе богослужения Страстей Господа нашего Иисуса Христа верные почитали реликвии Святого Креста в украшенном драгоценными камнями футляре. Особое звучание приобрели читаемые в этот день молитва о евреях и о неверующих во Христа, под которыми подразумеваются прежде всего мусульмане.
Богослужение Крестного пути проходит на узких и извилистых улочках Старого Города, а завершается оно на Голгофе, у часовни Гробницы Господа Иисуса. В этом богослужении личное благочестие органическим образом сопрягается с публичным христианским свидетельством веры во всепобеждающую силу Креста.
В наши дни Иерусалим выглядит совсем не так, как во времена Иисуса Христа. Однако за старыми городскими стенами по-прежнему царит особая атмосфера, погружаясь в которую верные имеют возможность приблизиться к событиям 2000-летней давности.
Вечером Страстной пятницы имела место процессия погребения Иисуса. Это в высокой степени театрализованное богослужение соединяет воспоминания о последних часах земной жизни Спасителя с аспектом духовности. Данная традиция, как и традиция Крестного пути, была введена францисканцами. Сценка, включающая в себя снятие тела Иисуса с креста, перенесение его на камень намащения и положение во гроб, представляет собой одну из форм поклонения Распятому Господу.
В Испании тысячи людей заполнили в эту Страстную пятницу улицы Севильи, чтобы участвовать в утренней процессии «Madruga», а после полуночи начались самые важные процессии: Иисуса El Gran Poder, Богородицы Esperanza de Triana и пользующаяся особой популярностью Богородицы Macarena. Восторгу участников не было предела: после ряда ненастных дней жители Севильи пережили-таки свою неповторимую Страстную пятницу. В предутренние часы процессии вернулись туда, откуда вышли – в свои приходские церкви, чтобы освободить место процессиям архибратств. Таковых в Севилье 52 и в совокупности они располагают сотней так называемых pasos, т.е. платформ, на которых изображены в натуральную величину сцены Страстей. Pasos обычно везут или несут на плечах во главе процессии.
В Арагоне традиционно слышатся удары сотен бубнов, называемых tamborrada. Они возвещают смерть Иисуса. В регионе Каланда в бубны било 5 тысяч человек. В регионе Кордоба традиционно сжигали чучела Иуды.
Еще одной достопримечательностью Страстной пятницы является процессия «Схождения Иисуса во ад», которая проходит в регионе Сиэса близ Мурсии.
Однако не всё прошло в этом году гладко. Проливные дожди вкупе с неожиданными обильными снегопадами вынудили отменить целый ряд процессий. Так в Вальядолиде была отменена традиционная «Проповедь о последних семи словах Иисуса». Обычно это богослужение проходит в полдень на главной городской площади в присутствии муниципальных властей и членов всех действующих в городе братств.
А последние процессии вышли на улицы испанских городов уже в Святую Субботу. В отличие от предыдущих, им был присущ элемент тишины и сосредоточения. Так в Каланде спустя 26 часов непрерывного боя умолкли возвещающие смерть Христа бубуны. Последние процессии главным образорм посвящаются Скорбящей Богоматери. Это La Dolorosa и La Soledad («Одинокой»). В Гранаде процессию устраивает чрезвычайно популярное архибратство Богородицы из Альхамбры. Она начинается в известном во всём мире санктуарии того же названия. А в Малаге братство Пресвятого Христа от Благой Смерти и Богородицы Одинокой собирается в приходе на так называемое «богослужение одиночеству Марии». Это богослужение представляет собой то, что осталось от Мессы, которую 250 лет назад, по специальному разрешению Папы Бенедикта XIV, служили как раз в Святую Субботу, воздавая благодарение за спасение моряков у берегов Малаги по ходатайству Богородицы. Это была единственная Месса в Святую Субботу во всём христианском мире. Ныне же отправляемое богослужение было утверждено Иоанном Павлом II.
В Словакии тысячи людей приняли участие в богослужениях Страстной пятницы на улицах городов и деревень. Их отличало разнообразие и богаство форм местных традиций.
Экуменический Крестный путь по улицам Кошице получил название «Путь Страстей». Его стации располагаются в Старом Городе у храмов различных конфессий и участвуют в нем христиане различных вероисповеданий. Это богослужение проводится ежегодно на протяжении вот уже 17 лет.
В Братиславе верные как обычно прошли мимо церкви Святого Семейства в районе Петржалка, где когда-то прошла последняя встреча со словаками Иоанна Павла II.
Богослужение Крестного пути в Требишове в восточной Словакии было отмечено в этом году массовым участием местных цыган. В ходе размышлений на стациях они символически прибивали к огромному кресту, шедшему во главе процессии, свои грехи и недостатки, затрудняющие социальную жизнь: например, ложь, равнодушие, алчность, склонность к насилию…
Святая Суббота называется в Словакии «Белой» и завершается она вечерними пасхальными процессиями. Утром в воскресенье Пасхи процессии здесь не проводятся.
О том, как чувствуют себя в преддверии Пасхи христиане Сирии, рассказал по телефону апостольский викарий Алеппо, епископ Джузеппе Надзаро, OFM, которому поручена пастырская опека над всеми католиками латинского обряда этой страны.
«Ситуация у нас понятное дело, не из лучших. Однако, если вести речь о духовной стороне, проведение всех религиозных церемоний будет нами обеспечено. Так и в Вербное воскресенье мы праздновали исключительно внутри храмов, зато с особой торжественностью. В Великий вторник здесь, в Алеппо, мы отслужили Мессу освящения мира и благословения елеев. Мы перенесли эту Мессу с четверга, чтобы все настоятели со всех уголков Сирии могли в ней участвовать и успеть вернуться в своим приходы на Мессу Тайной Вечери. В целом и эта Пасха столь же радостна, как в прошлые годы. Может быть, тон ее чуть глуше. Всё как-то завуалировано. Но нас переполняет внутренняя радость и мы хотим поделиться ею с другими».
А вот на Аравийском полуострове неделя перед Пасхой часто становится для христиан «Страстной» не только в литургическом, но и в буквальном смысле. Во враждебном окружении единственным их защитником является Сам Христос. С другой стороны, эти обстоятельства делают духовные переживания Страстной недели чрезвычайно интенсивными. Так считает апостольский викарий Юга Аравийского полуострова епископ Пауль Хиндер, юрисдикция которого распространяется на 2 миллиона католиков. Большинство из них приехало на «родину Магомета» из Индии или Филиппин на заработки. Некоторые живут здесь по 40 и более лет, не имея при этом урегулированного правового статуса.
Католиков этого региона больше всего беспокоят проблемы, связанные с получением разрешения на строительство церквей. Дело в том, что публичное исповедание собственной веры за пределами церковных зданий здесь строго-настрого запрещено. Такого понятия как «свобода совести» здесь нет вообще. По мнению епископа Пауля Хиндера, причины этого коренятся в самой личности пророка Мухаммада, который, в отличие от Христа, изначально связал свою религию с политикой и завоеваниями. На этой основе и формируется ментальность мусульман, в том числе и там, где религия формально отделена от государства. Так, например, в Турции, являющейся светским государством, христианам, тем не менее, живется очень трудно.
А вот в Нигерии, несмотря на угрозы со стороны исламских экстремистов, пасхальные торжества пройдут в полном объеме. «Христиан нашей страны отличают сильная вера и уверенность, что всё в руках Господа», — заявил пресс-секретарь архиепархии столицы Нигерии Абуджи священник Патрик Тор Алюмули. Тем не менее, поскольку в последнее время все церковные праздники становились поводом для атак террористов, христиане на этот раз приняли меры: в каждом приходе назначена группа верных, которой поручено обеспечивать безопасность в местах отправления культа. Участвовать в богослужениях смогут только католики по предъявлению удостоверения личности. При этом о. Алюмули отметил, что в целом отношения христиан и мусульман остаются неплохими, поскольку большинство мусульман не поддерживает экстремистов. Так, например, султан Сокото (фактический глава всех мусульман Нигерии) поздравил христиан с наступающими праздниками.
В Латинской Америке (например, в Мексике, Гватемале, Эквадоре, Никарагуа) процессии Страстной пятницы традиционно отличаются массовостью, живописностью, театральными эффектами… Однако в этом году наибольший интерес СМИ вызвало происходящее на Кубе. После недавнего визита Бенедикта XVI Страстная пятница была объявлена здесь выходным днем (последний раз этот день был выходным 50 лет назад). Государственное телевидение транслировало в прямом эфире обращение к народу Кубы архиепископа Гаваны кардинала Хайме Ортеги. В своем послании на Страстную пятницу кардинал говорил о необходимости прощения, без чего не может быть «ни здоровых межчеловеческих отношений, ни крепких семейных и социальных уз, ни примирения между нациями и государствами». В богослужении Страстей Христовых в Кафедральном соборе Гаваны приняла участие и группа «дам в белом», т.е. протестующих жен и матерей кубинских политзаключенных.
Перевод: Сибирская католическая газетаa href=a href=