Как быть священнику, который не согласен с неким аспектом нравственного учения Церкви?

Как быть священнику, который не согласен с неким аспектом нравственного учения Церкви?

ВОПРОС:

Как быть священнику, который в своей совести не может согласиться с неким аспектом нравственного учения Церкви, касающимся сексуальной сферы? Должен ли он проповедовать то, чему учит , или в таком случае он лицемер?

ОТВЕТ:

Если священник не противоречит учительству Церкви открыто, то, даже сомневаясь в своей совести, он проявляет верность по отношению к Церкви, служителем которой решил быть. Священное Писание гласит: «Итак каждый должен разуметь нас, как служителей Христовых и домостроителей таин Божиих. От домостроителей же требуется, чтобы каждый оказался верным» (1 Кор 4,1-2).

Но этого все же мало. От священника требуется не только не противоречить учительству Церкви, но и возвещать, объяснять, убеждать. «Проповедуй слово, — увещает апостол Павел (2 Тим 4,2-5), настой во время и не во время, обличай, запрещай, увещевай со всяким долготерпением и назиданием. Ибо будет время, когда здравого учения принимать не будут, но по своим прихотям будут избирать себе учителей, которые льстили бы слуху; и от истины отвратят слух и обратятся к басням. Но ты будь бдителен во всем, переноси скорби, совершай дело благовестника, исполняй служение твое».

Если же священник молчит вместо того, чтобы наставлять, он не исполняет свое служение. верных не может просвещаться, формироваться и укрепляться, если он не наставляет. Вот что говорит, например, Второй Ватиканский собор о тех, кто не следует нравственному учению Церкви в сексуальной сфере: «Чадам Церкви… не дозволено идти теми путями, которые отвергает Учительство Церкви, объясняющее Божественный закон» (GS 51).

Некоторые утверждают, что не могут идти против своей совести, и умалчивают о том аспекте учительства Церкви, который они не разделяют. Однако совесть не является безошибочным наставником истины. Каждый из нас рано или поздно убеждается в слабости собственных оценок ситуаций и людей. Священное Писание вопрошает: «Ибо какой человек в состоянии познать совет Божий? или кто может уразуметь, что угодно Господу? Помышления смертных нетверды, и мысли наши ошибочны, ибо тленное тело отягощает душу, и эта земная храмина подавляет многозаботливый ум» (Прем 9,13-14).

Нелегко быть уверенными в собственных доводах, когда они не закреплены светом, исходящим свыше, залогом истины или по крайней мере гарантией, что мы не будем наставлять в заблуждениях, противоречащих Божественной мудрости. Именно таким залогом, такой гарантией является учительство Церкви.

Каким же образом учительство Церкви участвует в суждении совести? Энциклика «Humanae vitae» напоминает о «доводе, более глубоко связанном с объективным нравственным порядком, установленным Богом, коего верным истолкователем является правая совесть» (10). Таким образом, совесть не только помогает быть верными самим себе, но и быть «верными истолкователями объективного нравственного порядка». Она призвана выносить собственное суждение в свете Бога, глас Которого звучит в глубине человеческого сердца. Тогда мы поступаем «не по собственному произволу, но всегда руководствуемся совестью, подлежащей согласованию с Божественным законом, и проявляем послушание по отношению к Учительству Церкви, которое аутентично толкует этот закон в свете Евангелия» (ср. GS 50). Учительство Церкви не вмешивается в суждение совести, а помогает верующему открыть в ней закон, установленный Богом. Верующий человек знает, что учительство Церкви верно истолковывает этот закон в свете Евангелия. Таким образом, существует преемственность между законом, установленным Богом, и учительством Церкви. Закон Божий (Священное Писание) делает надежным и убедительным учительство Церкви. Христианин, желающий поступать в соответствии со своей верой, ищет свет, исходящий от Иисуса Христа. Он знает, что этот свет щедро излучает Евангелие, авторитетно истолкованное теми, кому Господь даровал Духа истины и кого поставил гарантом истины. Поясняя верующим энциклику «Humanae vitae» в 1968 году, Итальянская епископская конференция увещает «принимать в духе веры учение Викария Христова» и напоминает, что это учение «является существенным элементом для формирования совести, чтобы ее ответственное суждение было сообразно с волей Бога». Это означает, что в случае несоответствия между собственным суждением и учительством Церкви христиане, желающие поступать по вере, то есть как люди, доверяющие Богу и учению Церкви, гарантированному Самим Христом, должны  отказаться от собственного суждения, смиренно признать его ошибочным и согласовать свои суждения с учительством Церкви. Поступать согласно вере означает доверять Богу и Его Церкви.

Возвращаясь к вопросу о священнике, напомним, что в день рукоположения епископ спрашивает кандидата, хочет ли он исполнять достойно и мудро служение Слова, проповедуя Евангелие и наставляя в католической вере. И каждый кандидат отвечает «Да». Поступать по вере означает прежде всего послушание Богу и Его учению, а не самому себе.

 

Источник: Радио Ватикана

Print Friendly
vavicon
При использовании материалов сайта ссылка на «Сибирскую католическую газету» © обязательна