Как быть священнику, который не согласен с неким аспектом нравственного учения Церкви?
ВОПРОС:
Как быть священнику, который в своей совести не может согласиться с неким аспектом нравственного учения Церкви, касающимся сексуальной сферы? Должен ли он проповедовать то, чему учит Церковь, или в таком случае он лицемер?
ОТВЕТ:
Если священник не противоречит учительству Церкви открыто, то, даже сомневаясь в своей совести, он проявляет верность по отношению к Церкви, служителем которой решил быть. Священное Писание гласит: «Итак каждый должен разуметь нас, как служителей Христовых и домостроителей таин Божиих. От домостроителей же требуется, чтобы каждый оказался верным» (1 Кор 4,1-2).
Но этого все же мало. От священника требуется не только не противоречить учительству Церкви, но и возвещать, объяснять, убеждать. «Проповедуй слово, — увещает апостол Павел (2 Тим 4,2-5), настой во время и не во время, обличай, запрещай, увещевай со всяким долготерпением и назиданием. Ибо будет время, когда здравого учения принимать не будут, но по своим прихотям будут избирать себе учителей, которые льстили бы слуху; и от истины отвратят слух и обратятся к басням. Но ты будь бдителен во всем, переноси скорби, совершай дело благовестника, исполняй служение твое».
Если же священник молчит вместо того, чтобы наставлять, он не исполняет свое служение. Совесть верных не может просвещаться, формироваться и укрепляться, если он не наставляет. Вот что говорит, например, Второй Ватиканский собор о тех, кто не следует нравственному учению Церкви в сексуальной сфере: «Чадам Церкви… не дозволено идти теми путями, которые отвергает Учительство Церкви, объясняющее Божественный закон» (GS 51).
Некоторые священники утверждают, что не могут идти против своей совести, и умалчивают о том аспекте учительства Церкви, который они не разделяют. Однако совесть не является безошибочным наставником истины. Каждый из нас рано или поздно убеждается в слабости собственных оценок ситуаций и людей. Священное Писание вопрошает: «Ибо какой человек в состоянии познать совет Божий? или кто может уразуметь, что угодно Господу? Помышления смертных нетверды, и мысли наши ошибочны, ибо тленное тело отягощает душу, и эта земная храмина подавляет многозаботливый ум» (Прем 9,13-14).
Нелегко быть уверенными в собственных доводах, когда они не закреплены светом, исходящим свыше, залогом истины или по крайней мере гарантией, что мы не будем наставлять в заблуждениях, противоречащих Божественной мудрости. Именно таким залогом, такой гарантией является учительство Церкви.
Каким же образом учительство Церкви участвует в суждении совести? Энциклика «Humanae vitae» напоминает о «доводе, более глубоко связанном с объективным нравственным порядком, установленным Богом, коего верным истолкователем является правая совесть» (10). Таким образом, совесть не только помогает быть верными самим себе, но и быть «верными истолкователями объективного нравственного порядка». Она призвана выносить собственное суждение в свете Бога, глас Которого звучит в глубине человеческого сердца. Тогда мы поступаем «не по собственному произволу, но всегда руководствуемся совестью, подлежащей согласованию с Божественным законом, и проявляем послушание по отношению к Учительству Церкви, которое аутентично толкует этот закон в свете Евангелия» (ср. GS 50). Учительство Церкви не вмешивается в суждение совести, а помогает верующему открыть в ней закон, установленный Богом. Верующий человек знает, что учительство Церкви верно истолковывает этот закон в свете Евангелия. Таким образом, существует преемственность между законом, установленным Богом, и учительством Церкви. Закон Божий (Священное Писание) делает надежным и убедительным учительство Церкви. Христианин, желающий поступать в соответствии со своей верой, ищет свет, исходящий от Иисуса Христа. Он знает, что этот свет щедро излучает Евангелие, авторитетно истолкованное теми, кому Господь даровал Духа истины и кого поставил гарантом истины. Поясняя верующим энциклику «Humanae vitae» в 1968 году, Итальянская епископская конференция увещает «принимать в духе веры учение Викария Христова» и напоминает, что это учение «является существенным элементом для формирования совести, чтобы ее ответственное суждение было сообразно с волей Бога». Это означает, что в случае несоответствия между собственным суждением и учительством Церкви христиане, желающие поступать по вере, то есть как люди, доверяющие Богу и учению Церкви, гарантированному Самим Христом, должны отказаться от собственного суждения, смиренно признать его ошибочным и согласовать свои суждения с учительством Церкви. Поступать согласно вере означает доверять Богу и Его Церкви.
Возвращаясь к вопросу о священнике, напомним, что в день рукоположения епископ спрашивает кандидата, хочет ли он исполнять достойно и мудро служение Слова, проповедуя Евангелие и наставляя в католической вере. И каждый кандидат отвечает «Да». Поступать по вере означает прежде всего послушание Богу и Его учению, а не самому себе.
Источник: Радио Ватикана