Интервью Папы Франциска радио «Milenium» Буэнос-Айреса
В воскресенье 13 сентября радио Буэнос-Айреса «Milenium 106.7», в рамках программы «Диалоги для встречи» передало в эфир интервью Папы Франциска журналисту Марсело Фигероа, протестантскому пастору, возглавляющему на протяжении двадцати пяти лет Библейское общество Аргентины. Беседа состоялась 25 августа в Ватикане, в Доме Святой Марфы, и это первое интервью, которое Папа дал независимому светскому радио.
Бывший архиепископ Буэнос-Айреса Хорхе Бергольо всегда высоко ценил понятие дружбы, и первый вопрос журналиста прозвучал так: как он воспринимает дружбу сейчас, став Папой? «Как и прежде», – ответил Святейший Отец, – потому что, если есть дружба, то она не меняется из-за того, что изменилась должность. «Но, – посетовал Папа, – у меня никогда не было столько ‘друзей’, как теперь. Все заявляют, что являются друзьями Папы. А ведь дружба – это нечто священное. В Библии говорится: ‘Имей одного или двух друзей’. Прежде, чем считать кого-то другом, пусть время это покажет, посмотри, как он ведёт себя по отношению к тебе. И это произошло в истории нашей с тобой дружбы. Ты протестант, я – католик, мы вместе работаем для Иисуса…». В современном обществе «искажаются некоторые глубокие ценности, в том числе и дружба: она становится корыстной. Но корыстная дружба – это опыт, через который проходим мы все». Настоящая дружба наделена также духовным содержанием: «Поведение Бога по отношению к Своему народу проникнуто, естественно, отцовской любовью, но также дружбой. Бог говорит к Моисею лицом к лицу, как один друг говорит с другим другом. То есть, Бог является другом Моисею! Дружба – это способность делиться с другом всем, своими планами, тем, что сделал».
Для верующих людей различных конфессий дружба является важным понятием. В связи с этим Фигероа спросил Папу, как он воспринимает необходимость встречи, диалога и дружбы между разными конфессиями. «В Библии, после грехопадения Адама и Евы, звучит одно слово. Бог говорит змею: вражду положу между тобою и между женою; и Каин тоже убивает своего брата из вражды. Мы, люди, из-за нашего греха, из-за нашей слабости разжигаем культуру вражды – сплетнями, клеветой и оговорами, лишь бы занять более высокое положение или получить какую-то другую выгоду… В Библии есть сцена, которая начинается с культуры вражды и спустя годы завершается встречей, полной любви: это история Иосифа, который из ревности был продан собственными братьями. И когда он встречает их по замыслу Бога, то прячется, чтобы поплакать, потому что всё ещё питает любовь к своим братьям, несмотря на то, что они продали его. Это пример любви, дружбы, культуры встречи…». Он не осуждает их, потому что единственным судьей человеческих поступков должен быть Бог, отметил Папа. Осуждение создаёт дистанцию между людьми, сеет вражду: «И в этой культуре вражды, которая пронизывает всё, наши поступки и решения должны быть на стороне дружбы». Это особая ответственность, которая в первую очередь касается верующих людей, которым отведена главная роль миротворцев: «Ни одна религия не свободна от проявлений фундаментализма. В любой конфессии есть группа фундаменталистов, работа которой заключается в том, чтобы разрушать во имя идеи, не во имя реальности. А реальность превосходит идею. Бог, – будь то в иудаизме, в христианстве, или в исламе, – в вере этих трёх народов сопровождает Свой народ. Мы видим Его в Библии, а мусульмане – в Коране. Наш Бог есть Бог близкий, Который сопровождает нас. Фундаменталисты отдаляют Бога от общения со Своим народом, превращают Его в идеологию. И затем, во имя этого идеологического бога, убивают, нападают, разрушают, клевещут. Говоря более конкретно, превращают этого Бога в Ваала, в идола».
Что означает сегодня «дружба с Иисусом»? «Во время Тайной Вечери Иисус сказал апостолам: Я не называю вас рабами, но друзьями. Раб не знает, что делает его господин, друг знает. То есть, он знает секреты своего друга, что и позволяет называться другом, — подчеркнул Святейший Отец. — Слыша слово Иисуса, называющего тебя Своим другом, ты или чувствуешь себя глупым, несчастным человеком, не понимающим, что это значит, или открываешь своё сердце и входишь в в это общение дружбы».
Возвращаясь к важности встречи и вспоминая жесты Папы при приближении к верующим, чтобы обнять их, журналист спросил его, как он переживает эти моменты. «Я чувствую необходимость приблизиться, мне нужна близость», – ответил Папа Франциск, отметив, что, когда он встречается с людьми, чувствует объятия Иисуса. «Я не только даю, но и получаю. Я нуждаюсь в верных, они дарят мне свою жизнь», – добавил Святейший Отец. «Священник должен строить мосты, а не изолировать себя; и, когда я говорю священник, то имею в виду также епископов и Папу».
Отвечая на вопрос, чувствует ли он, что является примером для других религиозных лидеров, Папа Франциск сказал: «Речь не идёт о примере, это моя сущность. Я чувствую себя священником, и это всё приходит ко мне спонтанно. Иначе я был бы чиновником Церкви».
На слова журналиста, назвавшего его мировым эталоном миротворчества и встречи, Папа ответил: «Я знаю, что я грешник, и поэтому, когда говорю с Иисусом, то признаюсь Ему: ’Как добры ко мне люди’. Но всем хорошим во мне я обязан Ему. Это дар Божий».
Наконец, Папа говорил о дружбе к Божьему творению, в связи со своей энцикликой «Laudati Si’»:
«Очевидно, мы плохо обращаемся с творением. Мы не друзья творения, порой мы обращаемся с ним, как со злейшим врагом». Вот почему – настойчиво подчеркнул Папа Франциск – необходимо осознать и противостоять доминирующей сегодня системе, которая «сместила из центра человека, поставив на его место деньги», и привело к «рабской зависимости от труда, к эксплуатации окружающей среды, вместо заботы о ней, пренебрегая тем самым также Царём творения».
Источник: Радио Ватикана