СМИ: Украинская Автокефальная Православная Церковь готова отказаться от автокефалии
5 июля состоялся Архиерейский Собор Украинской Автокефальной Православной Церкви (УАПЦ), который, можно сказать, принял историческое решение, передает портал krynica.info.
Непризнанная канонически, УАПЦ является сейчас третьей Православной Церковью на Украине. Уступая Украинской Православной Церкви Московского Патриархата и Украинской Православной Церкви Киевского Патриархата, она — по сравнению с некоторыми поместными Православными Церквами — выглядит довольно солидно. Согласно официальной статистике, УАПЦ имеет сейчас более 1100 приходов (в православии считают приходы, а не верующих) и 16 епархий, самые большие из которых — Ивано-Франковская, Львовская и Тернопольская — находятся в западной части страны.
С 2015 г. УАПЦ возглавляет митрополит Киевский и всея Украины Макарий Малетич, который по-прежнему остается и митрополитом Львовским. После интронизации нового главы Церкви возобновились были переговоры с Киевским Патриархатом об объединении в единую Украинскую Церковь. Однако и на этот раз переговоры закончились ничем.
Что является константой в политике УАПЦ, так это ее лояльность в отношении Константинопольского Патриархата. И на вчерашнем заседании Архиерейского Собора Церкви это снова было подтверждено.
Уже сама формулировка первого вопроса повестки дня — «О решениях Святого и Великого Собора Православной Церкви, который состоялся в июне 2016 года на о. Крит и их поддержке» — свидетельствует, что УАПЦ полностью и без колебаний поддерживает Вселенского Патриарха Варфоломея и выбранный им курс.
С другой стороны, УАПЦ одобрила обращение Верховной Рады Украины к Патриарху Варфоломею о предоставлении Православной Церкви в Украине автокефалии.
Самый же важный вопрос, который обсуждали вчера архиереи УАПЦ, был сформулирован так: «Об обращении к Всесвятейшему Вселенскому Патриарху Варфоломею І о нормирования канонического статуса Украинской Автокефальной Православной Церкви на межцерковном уровне и вхождении УАПЦ к полноте Константинопольской Матери-Церкви на правах Украинской Церкви до 1686 года».
Если переводить эту формулировку на более доступный язык, то можно утверждать, что УАПЦ для того, чтобы быть признанной 14-ю каноническими Православными Церквями, отказывается от автокефалии. УАПЦ согласна перейти под омофор Патриарха Варфоломея и стать составной частью Константинопольской Церкви. Таким образом, по мнению архиереев УАПЦ, будет восстановлено то состояние, в котором Русская (Киевская) Церковь, или Киевская митрополия, находилась до 1686 г. Кроме того, это значит, что владыка Макарий, оставаясь митрополитом Киевским и всея Украины, согласен стать экзархом патриарха Константинопольского, как то было с православным митрополитом Киевским, Галицким и всея Руси до 1686 г.
Надо отдать должное епископам УАПЦ: они приняли нестандартное решение, отказались от непризнанной каноническим Православием автокефалии. Подобный поступок трудно вспомнить.
Решение архиереев УАПЦ объясняется тем, что нереально мечтать сразу о достижении признанной всем Православием автокефалии. Прежде надо пройти стадию автономии в составе Матери-Церкви. А тут как раз Святой и Великий Собор Православной Церкви, состоявшийся в нынешнем июне, принял документ об автономии и порядке ее провозглашения. И арбитром в этом деле Собор признал Патриарха Константинопольского.
Не исключено, что решение Архиерейского Собора УАПЦ предварительно согласовывалось с какими-либо внецерковными структурами. Во всяком случае, оно заставит Фанар принимать какое-то решение. Известно, что Константинопольская Церковь не признает право Московского Патриархата на бывшую Русскую (Киевскую) Церковь. Сейчас Варфоломею предложено на практике еще раз показать, что Киевская митрополия — действительно остается составной часть Константинопольской Церкви (Первый раз это было продемонстрировано в 1924 г., когда Фанар предоставлял статус автокефальной Православной Церкви в Польше).
Решение архиереев УАПЦ ставит в довольно неудобное положение Патриарха всея Руси-Украины Филарета и Синод Киевского Патриархата. Как известно, и сам Филарет, и подчиненные ему архиереи мечтают о признании Константинополем только автокефалии Православной Церкви в Украине. И во главе этой Церкви Филарет видит самого себя. Теперь, после решения Архиерейского Собора УАПЦ, возникает вопрос: как будет вести себя Киевский Патриархат? Способны ли его руководители поддержать инициативу УАПЦ, склонить голову перед Матерью-Церковью и согласиться на автономию в ее составе?
Может возникнуть и другая проблема: если вдруг Киевский Патриархат также согласится на автономию в составе Константинопольской Церкви, когда Варфоломей признает эту автономию, кто будет главой автономной Церкви, экзархом Патриарха Константинопольского? Филарет или Макарий? Или все же какое-то третье лицо? Скажем, архиепископ Иов Геча, этнический украинец и довольно видный деятель Вселенского Патриархата?
Вопросов много. Бесспорно одно: Архиерейский Собор Украинской Автокефальной Православной Церкви своим вчерашним решением начал писать совершенно новую пьесу с довольно интригующим завязкой.
Анатолий Сидоревич
Источник: krynica.info