Германия: дискуссии вокруг церковной реформы
3 февраля в интернете появился документ, подготовленный немецкими богословами, под названием «Церковь 2011 г.: необходимо движение». Под документом к настоящему моменту поставили свои подписи около 150 немецкоязычных теологов из Германии, Австрии и Швейцарии.
Документ-меморандум содержит перечень кардинальных реформ, которые, по мнению его авторов, следует в ближайшее время провести в Католической Церкви, а открывается он обзором многочисленных фактов скандальных злоупотреблений и их последствий для Церкви. Авторы требуют фундаментальных реформ в основных сферах деятельности Церкви, в том числе – в ее структуре, каноническом праве, пастырском служении и пр. В документе представлены и возможные варианты решения накопившихся в Католической Церкви проблем.
Среди конкретных предложений: учет мнения верующих мирян при назначении священнослужителей, допущение к священническому рукоположению женатых мужчин, допущение женского священства, более либеральная практика по отношению к разведенным католикам и лицам, живущим в несакраментальных брачных союзах, позволяющая при известных условиях преподавать им церковные Таинства, повышение уровня религиозно-правовой просвещенности членов Церкви.
Отношение к меморандуму внутри самой Католической Церкви Германии было различным. Обращение богословов поддержал, в частности, «Центральный комитет немецких католиков» (ZdK), зато консервативный «Форум немецких католиков» подверг его резкой критике. В заявлении этой организации отмечено, что в документе нет ничего нового: в нем просто повторены требования католиков-леваков из движения «Kirchenvolksbegehren» и ему подобных, которые вот уже много лет безуспешно добиваются отмены целибата и введения женского священства.
На меморандум прореагировал и немецкий католический епископат. В официальном заявлении, подписанном секретарем Конференции епископов Германии священником Гансом Лангендёрфером, SJ, воздается должное авторам документа за их неравнодушное отношение к будущему Католической Церкви в немецкоязычных странах, а также содержится признание того факта, что в Церкви и в самом деле есть некоторые проблемы, требующие срочного рассмотрения, причем епископам следует ответить на этот вызов. Вместе с тем, подчеркнуто, что ряд содержащихся в меморандуме требований не до конца совместим с учением Церкви.
150 подписавшихся под документом лиц – это примерно одна треть всех немецкоязычных преподавателей теологии. Отсюда следует, что большинство немецких теологов документ пока не поддерживает. Как отметил один из них, профессор церковной догматики Хельмут Хопинг из Фрайбурга, если бы все содержащиеся в меморандуме требования были удовлетворены, Церковь больше не отличалась бы от секулярного общества. По убеждению этого уважаемого богослова кризис Католической Церкви в Германии, в значительной мере спровоцированный случаями педофилии среди духовенства, не может быть разрешен такими мерами как отказ от целибата или допущение к священническому рукоположению женщин, поскольку «одно и другое не имеет между собой ничего общего». Кроме того, в меморандуме не учитывается вселенское измерение Церкви: его авторы сосредоточены лишь на ситуации католичества в Германии.
Перевод: Сибирская католическая газета