Франсуа-Ксавье Беллами: Отвергая культуру, мы предаем нашу человечность
Кризис в европейском образовании и воспитании невозможно преодолеть, если отказаться от культурного и духовного наследия. Отвергая культурную преемственность, можно потерять и культурную идентичность, и саму человечность. Эта мысль, которая кажется многим очевидной, вовсе не является таковой для тех, кто руководит реформой образования во Франции. Их оппонентом является молодой философ Франсуа-Ксавье Беллами, который выступил 8 июня в Культурном центре «Покровские ворота» в Москве и обосновал свою позицию в лекции «Воспитание и кризис передачи знаний».
Гость из Франции—преподаватель философии и заместитель мэра г. Версай. В 2014 г., после масштабных митингов во Франции в защиту традиционной семьи, он основал общественное движение «Les veilleurs» («Бдящие»). «Бдящие» — не партия и не организация, это открытые встречи людей с разными политическими и религиозными взглядами, которые ценят и сохраняют культурное наследие. Они собираются вечером при свете свечей, чтобы вместе слушать тексты, музыку и песни, которые «возвышают дух и приглашают каждого к размышлению». В 2014 он издал книгу Les D?sh?rit?s ou l’urgence de transmettre («Лишенные наследства или неотложность передачи») и выступил во французском сенате с лекцией «О воспитании и утрате республиканских ориентиров».
Франсуа-Ксавье Беллами уверен, что вопрос воспитания подрастающего поколения – это не один из вопросов, а самый серьезный вопрос нашей цивилизации. Тем более что во Франции и в Европе в целом, по его словам, осознается, что эта сфера переживает «глубокий кризис – интеллектуальный, культурный и даже духовный». Известно, что 20% выпускников французских школ практически неграмотны, они не могут прочитать простой текст. Некоторые считают, что именно традиционная система воспитания провоцирует жестокость и экстремизм. Власти и интеллектуалы Франции отвечают на этот кризис проектами реформирования системы образования и воспитания. Направление этих реформ Франсуа-Ксавье Беллами считает тупиковым и даже опасным.
Он подробно описал ход мыслей своих оппонентов. По его словам, реформаторы считают, что имеющиеся модели образования и воспитания устарели, они формируют «пассивного воспринимателя внешних знаний», тогда как ученики должны стать «авторами собственных знаний», научиться сами добывать необходимую информацию. «Ученик должен узнавать новое в приключении свободы» — казалось бы, прекрасная концепция. Но деятели образования уверены, что свобода ученика ограничивается традиционной системой. Во-первых, детей подавляет фигура учителя, который «навязывает» детям «готовое знание», что подчеркивает неравенство взрослого и ребенка. Во-вторых, семья ограничивает свободу ребенка и надо, как считает бывший министр образования Франции, «избавить детей от семейного детерминизма». Но главное – и в этом пафос концепции, как излагает ее лектор, – надо отринуть наследие европейской культуры и религии, наследие прежних поколений. Все это мешает ребенку расти свободным, спонтанным, естественным!
Как заметил Ф.-К.Беллами, либеральная концепция воспитания очень ограничивает преподавателей, ставит их в жесткие рамки – конечно, во имя свободы, следуя принципу Французской революции: «Нет свободы для тех, кто против нашего видения свободы». Напутствуя студентов-будущих учителей, преподаватели говорят им: «Чем меньше вы будете говорить на уроке, тем лучше. Никогда ничего не навязывайте, не говорите ничего определенного, не заставляйте их ничего учить. Устраивайте дебаты, интерактивные игры, пойте с ними песенки. А иначе им будет скучно!» Более того, вскоре можно будет и вовсе избавиться от «подавляющих» взрослых – есть проект обеспечить всех французских детей от 13 лет айпадами, чтобы они стали, наконец, свободными и сами узнавали все из интернета.
У этой «концепции деконструкции», как называют ее во Франции, есть философская база: Ф.-К.Беллами объяснил, что реформаторы во многом опираются на наследие Рене Декарта, Жан-Жака Руссо и Пьера Бурдье. Первый из них почитается как апологет свободы мысли, обретенной через отказ от наследия прошлого. Руссо (в изложении лектора) тоже считает культуру «катастрофой», «проклятием», «ловушкой», которая устанавливает искусственные барьеры между людьми, народами и провоцирует насилие. Властитель умов эпохи Просвещения, как оказалось, актуален и по сей день как проповедник «естественного человека»: если не обременять ребенка знаниями, социальными ролями и т.д., он вырастет «незнающим, невинным и счастливым». По словам выступавшего, роман Руссо «Эмиль, или о воспитании» положен в основу современной программы преобразований. А социолога и неомарксиста ХХ века Бурдье особенно ценят за то, что он обнаружил: главное неравенство – не в сфере материальной, а в сфере культуры; именно культурный багаж ставит препоны между «пролетариями» и «элитой». Неравенство надо устранить.
На этом фоне становится понятным, почему во Франции учителя, говоря о наследии прошлого, чувствуют себя чуть ли не виноватыми, а тех, кто настаивает на значении национального культурного и духовного наследия, обвиняют в шовинизме, в стремлении отделиться от всего мира, отметил лектор. Сам он уверен, что культура как раз «открывает нас в нашей уникальности», она вовсе не тюрьма, а путь познания других и самих себя. Современному человеку необходимо «быть наследником, благодарить за оставленное ему наследство», ведь свобода открывается именно благодаря культуре, освоению всего богатства языка, без которого невозможно не только свободное мышление, но и вообще какое бы то ни было мышление. Кроме того, «с культурой мы передаем нашу человечность», а отказ от культуры – это неблагодарность, «колоссальная трагедия нашего общества, которое похоже на подростка, желающего все отринуть и переделать по-своему».
Молодой преподаватель убедился на собственном опыте, что данная ученикам безграничная свобода как раз и повергает их в хаос и скуку. Он рассказал, как на одном из уроков в трудном классе, в школе в бедном предместье Парижа, когда, казалось, абсолютно невозможно добиться хоть какой-то дисциплины, ему пришла в голову неожиданная идея: он стал тихо читать поэму Аполлинера. Дети притихли, послушали, попросили еще, потом они стали получать стихи как поощрение за выполненное задание, потом ученики параллельных классов попросили им тоже почитать… «Как только возникло что-то великое, интересное, что больше и вас, и учеников, воцарилась тишина. Учителю нужно превосходить себя, искать смысл бесконечного, понимать всю «плодородность» нашего наследия и быть счастливым. Бесконечная ценность нашего наследия – это конец скуки и начало прекрасного приключения образования и воспитания», — завершил гость из Франции.
Юлия Зайцева
Источник: Благовест-инфо