Фатима: третий день Папского визита в Португалию

13 мая – день литургического воспоминания Богородицы Фатимской (в этот день Мария впервые явилась трем пастушкам в 1917 г.) – стал кульминационным пунктом визита Папы Бенедикта XVI в Португалию. Празднование торжества Матери Божией Фатимской началось еще накануне Мессой Навечерия, завершившейся около полуночи. Возглавил богослужение и сказал проповедь госсекретарь Ватикана кардинал Тарчизио Бертоне. Он, в частности, призвал португальцев «не поддаваться формам мышления и стилям жизни, не имеющим будущего». Истинной же и всепобеждающей надеждой человека может быть только Бог.
Десятки тысяч паломников, несмотря на довольно низкую температуру и моросящий дождь, провели на площади Фатимского санктуария всю ночь. А дневную Мессу 13 мая, собравшую около 500 тысяч участников из 33 стран мира (на ней присутствовал и президент Португалии Анибал Каваку Сильва), возглавил сам . В своей проповеди Святой Отец развивал тему надежды, которая составляет суть Фатимского послания миру.
«Я приехал как паломник на место, избранное Марией для того, чтобы отсюда обратиться к нам в современную эпоху, и к этому месту устремляется сегодня вся странствующая Церковь, — сказал Бенедикт XVI. – Я чувствую то же самое, что чувствовали блаженные Франсишку и Жасинта Марту, беатифицированные 10 лет назад, или их кузина, досточтимая сестра Лусия душ Сантуш. Я от всего сердца желаю ныне, когда заканчивается Год Священника, исповедать перед Марией любовь Церкви и священников к Иисусу, поручить священников, лиц посвященной Богу жизни, миссионеров и вообще всех, кто творит добро, Ее опеке. (…)
Нам необходимо воспитывать в себе внутреннюю бдительность, внимание сердца, которым мы, по большей части, не обладаем из-за давления житейской суеты и проблем. Но Бог может Сам прийти к нам, непосредственно явить себя очам нашего сердца, как это было с Фатимскими пастушками.
Вера в Бога открывает перед человеком горизонты непоколебимой, не способной обмануть надежды. Вера указывает тот прочный фундамент, на котором можно без опасений строить собственную жизнь. Вера призывает нас с полным упованием довериться Любви, поддерживающей мир. Любовь “всё покрывает, всему верит, всего надеется, всё переносит”. Примером для подражания в этом отношении могут стать для нас Фатимские пастушки, отдавшие свою жизнь Богу и делившиеся с другими людьми Божьей любовью. Мария помогла им открыться универсализму любви. Так блаженная Жасинта делилась всем, что имеет, с нуждающимися, и приносила жертвы за обращение грешников. Только таким образом можно построить цивилизацию Любви и Мира. Ошибается тот, кто думает, будто пророческая миссия Фатимы завершена. К человеческой семье, готовой отказаться от общечеловеческих уз ради мелко-эгоистичных идолов нации, расы, идеологии, класса или индивида, сошла с небес блаженная Мария, чтобы привить людям, захотевшим Ей довериться, Божественную Любовь, пылающую в Ее сердце. Сначала таких людей было только трое. Но многие другие последовали их примеру благодаря Марии, совершающей всемирное паломничество, и бесчисленные группы во всём свете отдают себя делу братской солидарности.
Всего лишь семь лет отделяют нас от столетнего юбилея Фатимских явлений. Так пусть же они приблизят исполнение пророчества о торжестве Непорочного Сердца Марии во славу Пресвятой Троицы!», — завершил свою речь Бенедикт XVI.

После окончания Мессы Папа особым образом обратился к больным. «Мой брат, моя сестра! – сказал он. – В глазах Бога ты настолько ценен, что Он Сам стал человеком, чтобы действительно, в плоти и крови, страдать вместе с человеком, как нам свидетельствует повествование о Страстях. И это значит, что в любое человеческое страдание входит Некто, кто переносит и разделяет его вместе с нами. И это значит, что в любом страдании отныне пребывает и утешение сострадающей Божией любви. Таким образом для нас восходит звезда надежды. И с этой надеждой в сердце ты можешь выбраться из сыпучих песков болезни и смерти и водвориться на нерушимой скале Божией любви. Другими словами, ты можешь превозмочь ощущение бессмысленности страданий, уничтожающее нас изнутри и создающее тяготы для ближних, тогда как в реальности страдание, переживаемое вместе с Иисусом, служит спасению братьев. Как это возможно? Источник Божией силы бьет как раз из человеческой немощи. Это – евангельский парадокс. И потому Божественный Наставник, вместо того, чтобы доискиваться причин страданий, предпочел призвать всех и каждого последовать за Собой: “Возьми крест свой и следуй за Мною”. Своим страданием прими участие в спасении мира, совершающегося посредством Моих страданий и Моего креста. Если ты примешь свой крест и соединишь его с Моим, твоим глазам откроется спасительный смысл страданий».

После обеда фигура Девы Марии Фатимской, воздвигнутая на площади Фатимского святилища вечером 12 мая и пребывавшая там во время Мессы, отправилась в обратный путь, к своему постоянному месту в Часовне Явлений, а Папа перешел к следующим пунктам программы своего визита.
В тот же день, 13 мая, Папа встретился с представителями социального и благотворительного пастырского служения. Ныне разразившийся кризис касается не только экономики, — сказал понтифик. – Он также имеет социальное, культурное, духовное измерения. Нам необходимо реагировать на кризис с христианской мудростью и чуткостью, проявляя притом творческий подход. Социальное служение – это сфера деятельности мирян. Следовательно, необходимо воспитывать новое поколение лидеров, искать новых сотрудников.
«Часто бывает нелегко произвести плодотворный синтез между духовной жизнью и апостольским служением, — продолжил Бенедикт XVI. – Имеет место давление со стороны доминирующей культуры? пропагандирующей стиль жизни, основанный на праве сильного, на легкой и эффектной прибыли. И это давление сказывается и на нашем мышлении, на наших планах. Оно сказывается и на концепции нашего служения. Существует риск отказаться от мотивации, продиктованной христианской верой и надеждой, хотя именно в них заключен источник социального служения. Многочисленные и неотложные просьбы, с которыми к нам взывают бедные, оказавшиеся на обочине жизни, побуждают нас искать решений, внушенных логикой эффективности, имеющих показной и рекламный характер. На самом же деле вышеупомянутый синтез духовности и апостолата абсолютно необходим, чтобы служить Христу в лице ждущего от нас помощи человечества».
Папа также обратил внимание на необходимость бережного отношения к идентичности церковных организаций. Этой идентичностью определяются поставленные перед ними задачи, ей должны быть подчинены принципы подбора кадров, методов и форм работы, распределения полученных средств. Церковные институты должны сохранять свою автономию, независимость от политических и идеологических факторов, хотя не исключается и их сотрудничество с государственными институтами. Церкви также необходимо проявлять чувствительность к новым формам нищеты.
«Вы – такие разные, — сказал Бенедикт XVI, обращаясь к собравшимся, — но вас объединяет забота о решении социальных проблем, о том, чтобы проявить сострадание нищим, слабым, заключенным, одиноким и покинутым, инвалидам, детям и старикам, мигрантам, безработным и вообще всем тем, кто сталкивается с трудностями, ставящими под удар их личное достоинство и свободу».
«Кроме воплощения в жизнь социальных, образовательных и благотворительных инициатив, — заявил Святой Отец, — вам предстоит защищать человеческую свободу. В этом контексте настоятельно необходимо, чтобы христиане включились в защиту прав человека. Речь идет об интегральной человеческой личности во всём многообразии ее аспектов. Я выражаю свою глубокую признательность всем социальным и пастырским инициативам, которые противостоят общественно-экономическим и культурным механизмам, способствующим абортам, а также трудятся ради защиты жизни, ради примирения, исцеления ран, причиненных трагедией абортов. Инициативы, ставящие своей целью защиту основополагающих ценностей жизни и семьи, основанной на нерасторжимом союзе мужчины и женщины, помогают нам противостоять коварным и крайне опасным тенденциям, которые ныне угрожают общему благу».

Позднее Бенедикт XVI встретился в Фатиме с португальским епископатом. Он поблагодарил епископов страны-организатора визита за их теплое участие и верность особе понтифика. Это потребовало от них определенного мужества, поскольку Папа сейчас как никогда приобщается тайне Креста. Впрочем, — как заметил Бенедикт XVI, — Папа и должен как можно полнее приобщаться к тайне Креста, символически олицетворяя всех страждущих на земле, выражая их единую надежду и объединяя их в Распятом. Папское служение установлено для Церкви, а Церковь, как предсказывал Иисус Христос, будет страдать тем или иным образом до скончания века. Страдания Церкви преломляются в личности Папы. «Повинуясь призвавшему его Божьему слову, Папа должен жить не для себя, а для присутствия Бога в мире», — добавил Бенедикт XVI.
Святой Отец подчеркнул, что современная Церковь крайне нуждается в миссионерском рвении верных мирян, воспитанных в духовной зрелости. Подлинные свидетели Христа должны прийти в те социальные среды, в которых о вере больше всего молчат. Речь идет о мире политики, интеллектуальных поисков, масс-медиа. Именно в этих сферах доминирует материалистическая и агностическая культура, пренебрегающая религиозным и созерцательным аспектом жизни. И в этих сферах есть верующие люди, но они стыдятся свидетельствовать о своей вере и тем самым объективно потворствуют секуляризму, отторгающему всё, что только имеет христианскую мотивацию. Поэтому те люди, которые решаются со всем мужеством защищать позицию Церкви, должны располагать особой поддержкой епископов.
Ныне, когда католическая вера более не является в глазах многих европейцев их общим наследием, когда предпочтение явно отдается «духу мира сего», недостаточно просто ссылаться на «христианские ценности» в общем контексте. Необходимо со всем мужеством отстаивать фундаментальные принципы. Но и их провозглашение само по себе не затронет человеческого сердца, не переменит человеческой жизни. Лишь встреча с верующими людьми может привлечь к Христовой благодати. В этой связи Бенедикт XVI напомнил слова своего предшественника Иоанна Павла II, который еще в 1985 г. заявлял, что Церковь нуждается в мощных движениях и свидетельстве святости своих верных. Именно из святости проистекает подлинное обновление Церкви.
Как сказал Папа, для него приятной неожиданностью была встреча с новыми общинами и церковными движениями. «Глядя на них, я имел счастье убедиться, что в очень непростое для Церкви время, когда прямо говорится о “зиме Церкви”, Святой Дух творит в ней новую весну. Он пробуждает в сердцах молодежи и взрослых радость от того, что они – христиане, что они живут в Церкви, этом живом Теле Христа. Благодаря харизмам, радикализм Евангелия, объективное содержание веры, живое течение ее традиции возвещается убедительно и пропускается через личный опыт, через свободное принятие события Христа».
Однако необходимо полное единство движений внутри Церкви с ее пастырями. Бенедикт XVI призвал португальских епископов принять новые движения как дар Церкви от Святого Духа – дар, призванный оживить церковную жизнь. Но этим движениям необходимо помочь нащупать правильный путь, подойти к ним со всей искренностью, с благодарностью и пониманием, внося, вместе с тем, необходимые поправки и замечания.
Святой Отец также напомнил епископам об их отеческой ответственности за жизнь священников и о необходимости поддерживать дела милосердия. Для того, чтобы должным образом реагировать на проблемы общества и на различные проявления нищеты (включая и «новую нищету», связанную с отсутствием смысла жизни и надежды), необходимо создавать новые организационные структуры и совершенствовать уже имеющиеся. Папа поблагодарил португальских епископов за их помощь католикам в других странах, особенно португалоязычных. «И впредь приносите ваше свидетельство – свидетельство пророков справедливости и мира, защитников неотъемлемых прав человека; ни в коем случае не бойтесь возвысить голос в защиту униженных и угнетенных!», — сказал он в заключение.

Перевод: Сибирская католическая газета

Print Friendly
vavicon
При использовании материалов сайта ссылка на «Сибирскую католическую газету» © обязательна