Епископ Клеменс Пиккель: служение Католической Церкви в России такое же, как и у Православной – нести Христа в этот мир
Один из четырех католических диоцезов России – епархия св. Климента в Саратове – отметил в середине октября знаменательную дату – десятилетие освящения своего главного храма. По этому случаю в Саратове прошли юбилейные мероприятия, в ходе которых глава диоцеза епископ Клеменс Пиккель дал интервью корреспонденту «Благовест-инфо».
— Ваше Преосвященство, католическому собору свв. Петра и Павла в Саратове – десять лет, но сами вы служите в странах бывшего Советского Союза вдвое дольше. Расскажите, пожалуйста, о своем жизненном пути.
— Я родился в 1961 году в Восточной Германии в католической семье. С юности почувствовал призвание к священству и поступил в семинарию.
Поначалу я мало знал о жизни христиан в СССР. Но в 1979 году, в период моей учебы в семинарии, к нам приехала одна бабушка из Таджикистана – она была этническая немка, католичка. Но жила в полной изоляции от Церкви и практически ничего не знала о ее современной жизни. Женщина на полном серьезе спрашивала: а есть ли еще Папа Римский? После встречи с этой старушкой у меня появился интерес к жизни в Советском Союзе, и уже через некоторое время я впервые поехал в СССР.
Став священником в 1988 году, первые два года я служил в Германии, а в 1990-м приехал в Таджикистан, где окормлял общины этнических немцев в Душанбе, Курган-Тюбе и Вахше.
А уже на следующий год потребовался священник в Марксе – это в Поволжье, недалеко от Саратова. Тамошнего настоятеля о. Иосифа Верта Папа Иоанн Павел II назначил епископом в Новосибирск, и ему была нужна замена. И выбор остановился на мне.
Я был приходским священником в Марксе до 1998 года, когда была учреждена новая Апостольская администратура с центром в Саратове и меня назначили ее главой. Моя епископская хиротония, которую совершил тогдашний нунций архиепископ Джон Буковский, состоялась в моем родном приходе – в церкви Христа Царя в Марксе, которая была построена за годы моего настоятельства. Интересно, что найти себе замену на приходе я смог далеко не сразу, и до 2000 года, уже будучи епископом, продолжал окормлять общину в Марксе.
— Каков национальный состав вашей паствы?
— Сегодня он смешанный. Исторически костяк католической общины в Поволжье составляли немцы. В Марксе (бывшем Екатериненштадте) был чисто немецкий приход. По субботам литургия совершалась на русском, а во все остальные дни – на немецком. А в Саратове среди католиков есть как потомки немцев, так и потомки поляков, украинцев, белорусов. Но все они – русскоязычные. И если бы мы служили мессу по-немецки или по-польски, они бы ничего не поняли.
— Расскажите, пожалуйста, о статистике вашей епархии.
— Наша епархия расположена на территории более чем двадцати субъектов Российской Федерации. Приходов – чуть более пятидесяти, но не у каждого из них есть своя церковь. Храмов и часовен насчитывается 27. Клир состоит из 47 священников, из которых только четверо – россияне. Остальные – выходцы из двадцати стран мира.
— А как они оказались в России? Это было их собственное желание?
— Все священники-иностранцы сами пожелали служить в России. И это очень нас очень объединяет. Мне кажется, в тех епархиях, в тех странах, где все священники одной национальности, нет такого дружеского, братского общения.
— Как складываются ваши отношения с православными?
— Весьма положительно. Яркий пример этому вы могли увидеть сегодня, когда на юбилей освящения нашего собора пришел епископ Саратовский и Вольский Лонгин, который поздравил нас с этой датой.
На территории нашего диоцеза расположены 18 православных епархий. С некоторыми из православных архиереев уже давно установились братские, дружеские контакты. А в других местах наши отношения развиваются в очень позитивном направлении. Недавно я посетил управление православной епархии в Краснодаре, где мне был оказан очень радушный прием.
Можно много дискутировать о том, что именно является причиной нынешнего потепления в отношениях между католиками и православными. Но мне кажется, что сейчас просто возрождается ощущение того глубинного единства между нашими Церквами, которое никогда не прекращалось, но на которое, может быть, раньше не обращали такого внимания.
— Как вам кажется, в чем заключается смысл служения Римско-Католической Церкви в России?
— Думаю, наше служение очень похоже на служение Православной Церкви – мы хотим нести Христа в этот мир. Мы хотим проповедовать христианские ценности. Хотим, чтобы человек был человеком, а не машиной или животным, чтоб он не унижал других.
Мы верим, что человек должен полностью осуществить свое назначение, и для этого он нуждается в контакте с Богом.
И православные, и католики, и христиане других конфессий могут сделать очень много в этом направлении, проповедуя Христа в обществе, которое сегодня видимым образом все дальше и дальше отходит от Бога.
Беседовал Дмитрий Власов
Источник: