Чтобы жизнь не оказалась болотом… Размышляя на досуге…

Чтобы жизнь не оказалась болотом… Размышляя на досуге…

Удивительно, как бывает: одно слово или предложение, сказанное как бы между прочим, вскользь, надолго запоминается, и ты продолжаешь возвращаться к нему раз за разом. День за днем сравниваешь себя, свою жизнь и людей, что рядом с тобой, со сказанным. Иногда сказанное весьма соответствует твоей жизни и звучит как симфония, а в другой раз оно режет слух, как фальшивая нота не дает покоя, побуждая искать ответ на вопрос: «что не так?»

Недавно я побывала на Всероссийской встрече семей в Новосибирске и от одного ее участника услышала фразу: «Моя жизнь шесть дней в неделю – болото, а день седьмой, когда я иду в храм, как глоток чистого воздуха. Я, как лягушка, живущая в болоте, задыхаюсь и выпрыгиваю из него только раз в неделю, хватая спасительный глоток воздуха, и задержав дыхание, вновь погружаюсь в болото». Вот эта фраза сильно резанула мне слух. Почему моя жизнь должна быть похожа на болото? Почему только в воскресенья я могу вздохнуть свободно? Почему я не могу дышать вольной грудью? Это те вопросы, которые пронеслись у меня в голове, а мой собеседник, поясняя свою позицию, добавил, что его не понимают окружающие, что только в храме, в воскресенье, он может быть самим собой, только там у него есть единомышленники, только там он может свободно говорить о вере.

Наверное, мне очень повезло в жизни, но люди, которые мне встречались и продолжают встречаться на пути, всегда принимали меня такой, какая я есть. Безусловно, кто-то хотел, чтобы я была такой, какой они меня представляют, но даже в этой ситуации нам всегда удавалось находить консенсус. Всегда можно выслушать оппонента, попытаться понять, что он от тебя хочет, и если его требования разумны, если они не противоречат твоим убеждениям, которые в свою очередь не должны входить в конфликт с окружающим тебя миром, то почему бы и не прислушаться к разумному совету? Другое дело, если чужие требования принуждают тебя отречься от себя самого, сделать что-то противоречащее твоей природе… В таком случае можно и даже нужно ответить: «нет!» Но не просто сказать: «Нет! Я не буду! Я не хочу!», а спокойно и аргументированно объяснить свою позицию. И, возможно, ваш оппонент изменит свое или частично согласится с вами, и между вами возникнет определенный консенсус. Если же ни он, ни вы не хотите изменить своих позиций, то всегда можно сократить общение с таким человеком до необходимого минимума.

А если окружающие воспринимают меня такой, какая я есть, то почему я не могу дышать свободно? И почему только в храме я могу быть сама собой, почему только здесь меня понимают и принимают? Мы ищем ответы вокруг себя, в других людях, в их словах и поступках. И здесь хочется вспомнить слова известного баснописца И.А. Крылова: «Чем кумушек считать трудиться, не лучше ль на себя, кума, оборатиться» (Басня «Зеркало и обезьяна»). Мы часто говорим, что нас не понимают, нас не принимают. А так ли это? Может быть, всё наоборот: не мир нас не принимает, не окружающие нас не понимают, а мы не хотим понять и принять то, что нас окружает? Мы, выражаясь словами А. Макаревича, хотим, чтобы «мир прогнулся под нас». Это происходит отчасти потому, что мы ставим самих себя в центр мироздания, полагаем, будто всё должно вращаться вокруг нас, будто только мы говорим истину, будто всё, что мы делаем – правильно, а остальные люди должны думать и поступать как мы. Занимая такую позицию, мы говорим с собеседником, а сами его не слышим, наш диалог с другими людьми на самом деле представляет собой монолог, поскольку говорим только мы, а другие должны молчать, если же они что-то и могут сказать, то только то, что нам хотелось бы от них услышать. Мы не слышим никого кроме себя. Мы делаем только то, что считаем правильным, не считаясь с желаниями других. Мы говорим с людьми, а нас не понимают, потому, что мы не понимаем своих собеседников. Мы не ищем с ними общего языка, общей темы разговора. Мы говорим только то, что хотим сказать, слышим только то, что рассчитываем услышать. Если же кто-то не желает нас слушать, потому что наш язык ему непонятен, мы тут же кричим, что окружающие нас не принимают. Так может лучше замолчать и попытаться услышать и понять тех, кто рядом с тобой?

Мы каждый день обращаемся к Евангелию, каждый день читаем о том, как проповедовал Иисус. Он говорил с людьми притчами не для того, чтобы они не поняли истинного смысла сказанного, а напротив, потому, что язык притчей был более понятен окружавшим Его людям. Только с апостолами Он говорил прямым текстом, потому что они, по Его мнению, были готовы понять и принять сказанное. Так почему же нам не взять за основу общения пример Иисуса? Разумеется, не в том плане, чтобы говорить притчами, а в том, чтобы опираться на понятные нашим собеседникам образы и понятия (как, скажем, Иисус использовал понятные Его окружению образы виноградника или пшеничного зерна). Может быть, нам стоит попытаться услышать собеседника и начать диалог не с собственного монолога, а с того, чтобы дать ему возможность высказаться, и тогда с ним гораздо легче будет найти общий язык?

Найдя общий язык, нам легче будет принять другого человека таким, какой он есть. Мы жалуемся, что нас не принимают, что мы не можем оставаться самими собой. Почему это так? Что нам мешает? Мешает только одно: мы не принимаем окружающих в их своеобразии, мы хотим, чтобы все люди были похожи на нас. То есть фактически не мир нас не принимает, это мы не принимаем мир. Попробуйте улыбнуться окружающему миру, и вы увидите улыбку в ответ. И тогда, при всей нашей неповторимости и непохожести друг на друга, мы вдруг заметим, что на самом деле у нас с другими людьми есть очень много общего, а имеющиеся различия лишь объединяют нас: ведь именно благодаря им мы имеем возможность дополнить и восполнить друг друга. Если мы сумеем принять другого человека в его непохожем на нас своеобразии, то и он примет нас такими, какие мы есть, а это значит, что мы сможем оставаться  самими собой.

И последний вопрос, который не давал мне покоя: почему жизнь воспринимается как болото? Ведь каждый наш новый день неповторим. Безусловно, имеет место определенная рутина, но даже в этой рутине существует определенное разнообразие. И если вы чувствуете, что оказались в болоте и это болото засасывает вас, спросите себя: почему жизнь вдруг остановилась? Болото образуется там, где застаивается вода, где у воды нет течения, а потому и свежие воды не поступают. Нечто подобное происходит и в жизни человека, если он разучивается радоваться каждому новому дню, если его стакан так и остается наполовину пустым, а повседневные дела и заботы превращаются в серую рутину. Оглянитесь вокруг, посмотрите, что мешает свободному течению вашей жизни. Может быть, его русло загородил некий камень – «груз проблем», так сдвиньте его, а если у самого на это не хватает сил, попросите о помощи того, кто рядом. Именно попросите, а не потребуйте, и в таком случае вам не откажут «Просите – и дано вам будет, ищите – и найдете, стучитесь – и отворят вам» (Мф 7,7). И каждое дело, которое вы делаете, делайте с радостью, посвящая его Богу. Вот тогда рутина перестанет быть рутиной, и болото исчезнет, и ваша жизнь будет напоминать бурную и очень чистую горную речку со своими порожками, без которых ее течение просто немыслимо, и которые, слегка встряхивая нас, придают всему происходящему с нами дополнительный колорит. Эта чистая река будничной жизни понесет нас к воскресному дню, который станет для нас некой пристанью, тихой гаванью: здесь можно будет отдохнуть, набраться сил, чтобы затем вновь окунуться в бурлящий поток будней. И дышать будет всё время легко, так что не потребуется выпрыгивать, чтобы сделать спасительный глоток. Вы будете дышать полной грудью, вдыхая аромат жизни: той жизни, в которой вы примете мир и окружающих вас людей такими, какие они есть, а они ответят вам взаимностью.

 

 

Автор: Ольга Дубягина,
прихожанка кафедрального собора Непорочного Зачатия  Пресвятой Девы Марии в Москве

Print Friendly
vavicon
При использовании материалов сайта ссылка на «Сибирскую католическую газету» © обязательна