Ценности. Приглашение к размышлению
Несмотря на наши различия, мы все имеем много общих ценностей:
справедливости, добра, сострадания, свободы
Имам Ahmed Al Tayyeb –
лидер мусульман Египта
Corriere della Sera, 06.01.2011.
В последнее время часто говорится о ценностях: общечеловеческих, христианских, национальных, семейных, личностных. Эта тема действительно заслуживает первостепенного внимания, поскольку касается основ существования и стабильности, как отдельного человека, так и любого общества. Кроме того, ясное представление об основных ценностях необходимо для сохранения мира, для конструктивного диалога, для разрешения конфликтов, потрясающих сегодняшний мир.
Что наиболее ценно для человека? К чему стоит стремиться? Какие ценности нужно предпочесть нам самим и акцентировать при воспитании детей? Чаще всего в средствах массовой коммуникации ценности упоминаются вообще, без конкретизации, или с двумя—тремя спонтанными примерами. Но есть и исключения.
Одной из последних отечественных разработок на тему ценностей является Проект концепции духовно нравственного развития и воспитания личности гражданина России (далее по тексту – Проект). Авторы А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков анализируют нравственные идеалы многонационального и многоконфессионального российского народа, рассматривают их историческое развитие и предлагают ряд «базовых национальных ценностей«:
• патриотизм – любовь к России, к своему народу, к своей малой Родине, служение Отечеству;
• социальная солидарность – свобода личная и национальная, доверие к людям, институтам государства и гражданского общества, справедливость, милосердие, честь, достоинство;
• гражданственность – служение Отечеству, правовое государство, гражданское общество, закон и правопорядок, поликультурный мир, свобода совести и вероисповедания;
• семья – любовь и верность, здоровье, достаток, уважение к родителям, забота о старших и младших, забота о продолжении рода;
• труд и творчество – уважение к труду, творчество и созидание, целеустремлённость и настойчивость;
• наука – ценность знания, стремление к истине, научная картина мира;
• традиционные российские религии – представления о вере, духовности, религиозной жизни человека, ценности религиозного мировоззрения, толерантности, формируемые на основе межконфессионального диалога;
• искусство и литература – красота, гармония, духовный мир человека, нравственный выбор, смысл жизни, эстетическое развитие, этическое развитие;
• природа – эволюция, родная земля, заповедная природа, планета Земля, экологическое сознание;
• человечество – мир во всем мире, многообразие культур и народов, прогресс человечества, международное сотрудничество«.
Авторы Проекта определяют базовые национальные ценности как «основные моральные ценности, приоритетные нравственные установки, существующие в культурных, семейных, социально исторических, религиозных традициях многонационального народа Российской Федерации, передаваемые от поколения к поколению и обеспечивающие успешное развитие страны в современных условиях«. Связь сохранения подлинных ценностей с успешным развитием страны несомненна, но упоминание о «современных условиях» ставит под сомнение понятие «основные» или «базовые«. Основные ценности меняются с изменением условий? Ценности, препятствующие развитию некоторых отраслей можно объявить неосновными или устаревшими?
В первых строках Проекта есть такая фраза: «В соответствии с Конституцией Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью. При этом каждый гражданин Российской Федерации, обладая на её территории всеми правами и свободами, несёт равные обязанности«. Почему же этой ценности нет в списке базовых национальных? Конечно, корректнее говорить о достоинстве каждой личности как о социальном принципе, и не как о ценности, но почему бы права и свободы человека не обозначить отдельным пунктом среди высших базовых ценностей?
Метод, по которому определялись базовые национальные ценности, к сожалению, в Проекте не указывается, как, впрочем, и использованные источники, но так или иначе затронут весь спектр общественных ценностей, за исключением сферы экономики (честность, справедливое распределение благ, ответственная свобода предпринимательства). Возникает вопрос: а существуют ли вообще объективные критерии для выделения базовых ценностей и для построения ценностной иерархии?
Попытаемся посмотреть на вышеперечисленные базовые ценности в свете основных или фундаментальных социальных ценностей, обозначенных в церковных документах (Компендиум социального учения Церкви, п.197): истина, свобода, справедливость, любовь. Очевидно, что эти ценности не являются исключительно христианскими, но благами желанными для каждого человека – Церковь лишь называет их и считает главными среди всех остальных. Причем любовь является источником и полнотой развития всего действительно стоящего (ценностей), в том числе – истины, свободы и справедливости.
Среди «базовых национальных ценностей» в Проекте упоминаются все четыре фундаментальные, а любовь, если включим синонимы, – шесть раз. Однако представляется разумным все ценностные группы Проекта гармонизировать с основной четверкой. Так, к примеру, настоящая любовь к Родине подразумевает знание истины о ней, о ее истории, предполагает свободу и зрелость личности, развитое чувство справедливости. В этом ключе можно рассмотреть и другие базовые ценности, трезво, не впадая в крайности.
(Пожалуй, и разговор со школьниками о ценностях лучше начинать с этих четырех «аксиом«, легко постигаемых детьми на простых примерах повседневной жизни. Если, например, воспитатель в игровой ситуации что—то неравномерно распределяет, наговаривает на одного, запрещает высказаться другому, оставляет без внимания и помощи третьего — дети быстро и эмоционально осознают ценность истины, свободы, справедливости и любви).
В социальном учении Католической Церкви основные ценности тесно связаны с четырьмя социальными принципами: достоинства личности, общего блага, субсидиарности и солидарности (Компендиум, п. 160сл.). Именно человеческая личность является связующим элементом между ценностями и принципами. Держась социальных принципов—ориентиров и внутренне руководствуясь основными ценностями, личность развивается, осознает свое достоинство, достоинство других и так, свободная и крепкая, способствует стабильности и развитию общества, своей малой родины, своей Страны и Человечества. Мы хотим воспитывать таких граждан, ответственных хозяев на своей земле или снова ограничимся ура—патриотизмом с лозунгом: «мы – самые самые!»?
В списке ценностей Проекта тоже есть группа «социальная солидарность«, которая почему—то включает и свободу, и достоинство, и справедливость… Семантические связи внутри этой группы не представляются очевидными.
Если рассматривать социальные принципы как объективные незыблемые ориентиры, по которым устраивается и живет общество, которые можно гарантировать законами, а социальные ценности – как выборы и предпочтения нравственного характера, обусловленные совестью, воспитанием, то представляется важным разделять эти понятия и в образовательных концепциях. Основные социальные принципы уже заложены в государственном устроении некоторых стран. Почему бы и нам, после критической оценки, не перенять проверенные модели? (Приходят на память три критерия-сита Сократа: правды, добра и пользы).
Раздел о ценностях Проекта завершается такими словами: «Гражданское согласие по базовым национальным ценностям не имеет ничего общего с единообразием ценностей нации и самой нации, духовной и социальной унификацией. Единство нации достигается через базовый ценностный консенсус в постоянном диалоге различных социальных сил и поддерживается их открытостью друг другу, готовностью сообща решать общенациональные проблемы, в числе которых духовно нравственное воспитание детей и молодежи как основа развития нашей страны«.
Авторы мудро оставляют пространство для диалога, для развития концепции, для инициатив разных народов и конфессий. Какую лепту могут внести христиане? Какие ценности мои, наши? О каких говорил Рожденный в Вифлееме?
Мы все имеем представления о ценностях. Часто ли живем ими? Если не часто, – почему удивляемся, что наши дети не живут ими?
Рим, 07.01.2011
Библиография:
1. Компендиум социального учения Церкви, Москва 2006. (Оригинал опубликован в Ватикане в 2004).
2. Концепция духовно нравственного развития и воспитания личности гражданина России (проект), А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков, «Вестник образования», № 17, 2009.
http://www.vestnik.edu.ru/proect.html
P.S.: В Основах социальной концепции РПЦ от 12.09.2005 многократно упоминаются христианские, религиозные, нравственные ценности, но без объяснения понятия и без указания основных. Говорится о ценности жизни, о высшей церковной ценности – единстве. Свобода совести рассматривается в документе как угроза религиозным ценностям. Но разве без нее нехристианин может стать христианином?
Священник Виктор Билотас