Бенедикт XVI в Германии. День четвертый: Месса, встреча с католическими активистами, прощание…
Месса на Фрайбургском аэродроме
Последний день своего пребывания на родине (воскресенье, 25 сентября) Бенедикт XVI начал с торжественной Мессы на взлетном поле Фрайбургского аэродрома. Понтифику сослужили ординарии всех 27 немецких епархий, другие епископы. Молящихся было более 100 тысяч человек, включая паломников из Франции и Швейцарии. Часть молодежи, участвовавшая накануне в молитвенном бдении с Папой, провела ночь на территории расположенной неподалеку Фрайбургской Ярмарки, чтобы утром принять участие в Евхаристии.
Под восторженные приветствия толпы Святой Отец проехал на «папамобиле» между секторами, благословляя маленьких детей, которых ему то и дело подавали.
«Доверимся Богу, чья сила проявляется в первую очередь в сочувствии и прощении, — сказал Бенедикт XVI в своей проповеди. — Он всегда рядом с нами, а особенно в минуты опасностей и потрясений. Но чтобы сила Его милосердия совершилась в наших сердцах, необходимо Ему открыться, необходимо быть готовым отказаться от зла, высвободиться из уз равнодушия, расчистить место для Слова Божия». Комментируя воскресное Евангелие (Мф 21,28-32), Папа пояснил, что Иисус, утверждая, что «мытари и блудницы вперёд вас идут в Царство Божие», хотел таким образом «встряхнуть» своих слушателей, вывести их из состояния религиозной рутины. Для нашего времени эти слова можно было бы перефразировать так: задающиеся вопросом о Боге агностики, как и люди, страдающие от наших грехов, ближе к Царствию Божию, нежели «церковные завсегдатаи», в действительности равнодушные к вере.
«Конечно, отсюда не следует, что всех тех, кто живет в Церкви и трудится для нее, следует непременно считать далекими от Христа и Божьего Царства, — продолжил понтифик. – Это абсолютно не так! Церковь в Германии имеет много общественных и благотворительных организаций, в которых любовь к ближнему практикуется весьма эффективно, причем также и в социальном своем измерении и “до края земли”. Я хочу выразить свою благодарность и признательность всем, кто трудится в Каритас Германии, в других церковных организациях, как и тем, кто великодушно жертвует своим временем и отдает свои силы в качестве добровольца. Это служение требует реальной профессиональной квалификации. Но заповедь Христа требует чего-то большего: открытого сердца, которым мы соприкасаемся с Его любовью и тем самым получаем возможность одарить любовью ближнего – того ближнего, который нуждается в нас. И тогда наше служение становится чем-то большим, чем просто профессионально оказанная услуга. Оно становится любовью, являющей другому человеку любящего Бога – Христа».
Бенедикт XVI призвал немецких католиков наполнить духом всё то хорошее и эффективное, что есть в церковных структурах. Важное значение имеет также пребывание в единстве со Христом и друг с другом.
«Церковь в Германии имеет дело с серьезными вызовами современности и будущности, – сказал в заключение Папа. – И Церковь останется евангельской закваской общества, если священники, лица посвященной Богу жизни и миряне, сохраняя верность своему специфическому призванию, будут сотрудничать и пребудут едино; если приходы, общины и движения будут взаимно поддерживать и обогащать друг друга; если крещеные и миропомазанные будут высоко нести светильник истинной веры в единстве с епископом и прольют с его помощью свет на свои глубокие знания и замечательные способности. Церковь Германии по-прежнему останется благословением для всемирной католической общины, если только пребудет в верном послушании Преемникам Св. Петра и преемникам апостолов, если позаботится о многообразном сотрудничестве со странами, на территории которых проводится миссионерская работа, и сама захочет “заразиться” от молодых Церквей свойственной им радостью веры».
Первостепенной значимостью в этой связи обладает добродетель смирения, не очень-то ценимая ныне миром, как впрочем и во все времена. Жизнь в смирении – это жизнь для других, это служение благу ближнего. «Латинское слово humilitas, означающее “смирение”, происходит от слова humus, т.е. “земля”, “почва”. Человек смиренный стоит обеими ногами на земле, но при этом возносится высоко, вслушиваясь в Слово Бога, внимая Христу, Который непрерывно обновляет Церковь и каждого из ее членов. Так давайте же попросим, чтобы Бог подарил нам мужество и смирение, необходимые для того, чтобы шествовать путем веры; чтобы Он излил на нас сокровища Своего милосердия, чтобы Он зафиксировал наш взгляд на Христе – на Том, Кто “творит всё новое”, на Том, Кто есть “путь, истина и жизнь”», — завершил свою проповедь Бенедикт XVI.
Обед с немецкими епископами и встреча с членами Конституционного суда
После окончания Мессы Святой Отец отправился во Фрайбургскую духовную семинарию на обед, на который были приглашены все немецкие епископы (всего более 90 человек), поблагодарившие Папу за визит. «Обед с епископами, — сообщает глава пресс-службы Святого Престола священник Федерико Ломбарди, SJ, — стал подходящим поводом не только для братского общения, но и для обмена мнениями. Папа обратился к присутствующим с короткой, но весьма содержательной речью, заверив их в своих братских чувствах и солидарности. Речь имела спонтанный характер. Папа ободрил епископов и напомнил им об их обязанностях. Он дал понять, что сознает реалии, в которых немецким епископам приходится исполнять свое служение, что видит проблемы, с которыми Церковь вынуждена иметь дело и за которые епископы, как пастыри этой Церкви, несут ответственность. Всё это проходило в весьма сердечной атмосфере. Главной целью Папы было ободрить епископов».
Немецкие епископы преподнесли Папе подарок: партитуру музыкальной обработки девиза священнического служения о. Йозефа Ратцингера, избранного им перед рукоположением в 1951 г.: «Не потому, будто мы берем власть над верою вашею; но мы споспешествуем радости вашей» (2 Кор 1,24).
Премьера 4-минутной композиции для хора, духовых инструментов и органа состоится 5 октября в Фульде, в ходе осенней пленарной сессии немецкого епископата. Автором сочинения «Non quia dominatur» является композитор Христиан Хайс, капельмейстер Кафедрального собора Айхштетта, бывший солист хора мальчиков «Regensburger Domspatzen», которым прежде руководил брат Папы священник Георг Ратцингер.
Папа был очень тронут этим подарком и с благодарностью его принял.
Затем Бенедикт XVI встретился с 16 членами Федерального Конституционного суда, штаб-квартира которого находится в городе Карлсруэ на территории Фрайбургской архиепархии. Тем самым понтифик, ранее уже встречавшийся с ведущими немецкими политиками (президентом Христианом Вульфом, канцлером Ангелой Меркель, депутатами Бундестага), отдал дань уважения и этому государственному органу ФРГ.
Встреча с католическими социальными активистами
Последним пунктом в программе Папского визита значилась встреча с католическими социальными активистами во фрайбургском концертном зале. Среди полутора тысяч присутствующих был и президент Германии Христиан Вульф, а также деятели науки, культуры, экономики, представители масс-медиа, союза работодателей, профсоюзов, епископы, священники и монашествующие. Председатель Конференции католических епископов Германии Роберт Цоллич воздал должное их вкладу в жизнь страны, как и в жизнь Церкви.
«Я не имею возможности представить всех здесь собравшихся поименно, потому что их слишком много, — сказал он. – Но всех их объединяет общая деятельность. Это они формируют наше общество, черпая при этом силы и вдохновение из веры в Бога. Благодаря их активности, наше общество становится более солидарным, справедливым, благорасположенным к человеку».
«Вот уже на протяжении нескольких десятилетий отмечается снижение уровня религиозных практик, — сказал, обращаясь к присутствующим, Бенедикт XVI. – Мы наблюдаем, как всё больше крещеных отходит от Церкви. И тогда возникает вопрос: может Церкви следует измениться? Может быть ей следует приспособить свои руководящие органы и структуры к требованиям нашего времени, чтобы быть услышанной пребывающими в поисках и сомнениях современниками?
Да, причины для изменений существуют, как есть и необходимость в них. К неустанным изменениям призваны как отдельные верующие, так и вся их община. Церкви предстоит всякий раз заново утверждаться в своем посланничестве. Это требование проистекает из тайны Божией любви. Смысл существования Церкви состоит исключительно в том, чтобы быть орудием искупления, насыщения мира Словом Божиим, претворения его в единении с Божией любовью. Однако в истории мы наблюдаем обратную тенденцию. Церковь, начиная приспосабливаться к этому миру и его критериям, становится мнимо самодостаточной. В этом случае она уделяет больше внимания организационному и институциональному моменту, подменяя им открытость Богу, миру, человеку.
Церковь, чтобы быть в состоянии исполнить свое задание, должна вновь и вновь прикладывать усилия, отделяя себя от “духа мира”. Ей необходимо усвоить слова Христа: “Они не от мира, как и Я не от мира” (Ин 17,16). История в определенном смысле приходит Церкви на помощь, порождая различные “эпохи секуляризации”, способствующие в определенном смысле ее очищению и внутренней реформе. Секуляризация, как, например, конфискация церковной собственности, отмена привилегий и проч., была связана с очередным этапом глубинного освобождения Церкви от мира. Лишаясь своего земного богатства, Церковь вновь возвращалась к своей земной нищете. История свидетельствует, что миссия отделенной от мира Церкви выглядит более убедительной. Освободившись от ненужного груза своих земных, политических функций, Церковь получает возможность с большей подлинностью и истинно по-христиански посвятить себя всему миру, в полной мере открыться ему. Она получает возможность с большей искренностью служить вящей славе Божией, а также благу человека. Она открывается миру не для того, чтобы привлечь людей в некую претендующую на власть организацию, а для того, чтобы вернуть людей самим себе. Ведь она ведет их к Тому, о Котором каждый из нас, повторяя за св. Августином, может сказать: “Он ближе мне, чем я сам” (ср. “Исповедь”, 3,5,11).
Но это не значит, что для того, чтобы вернуть Церкви ее значимость, необходимо выработать новую тактику. Скорее, речь идет о том, чтобы отказаться от всего, что является только тактикой, о том, чтобы стремиться к полной искренности.
Христианская вера всегда, а отнюдь не только в наше время, кажется обычному человеку чем-то скандальным. То, что предвечный Бог заботится о нас, людях, и знает нас; то, что Непостижимый стал в определенный момент осязаемым; то, что Бессмертный страдал и умер на кресте, а нам, смертным, обещано воскресение и жизнь вечная – всё это требует веры и накладывает обязанности. Этот “скандал”, которого невозможно избежать, если только мы хотим остаться христианами, к огромному сожалению был в последнее время закамуфлирован другими, весьма неприятными скандалами, связанными с проступками возвещателей веры. Складывается очень опасная ситуация, поскольку упомянутые скандалы занимают место того, первичного “скандала”, искушения Креста, и тем самым закрывают подступы к нему, скрывают сущностные требования христианства под камуфляжем непослушания его возвещателей. Итак, настало время, чтобы решительно порвать со всем тем, что есть в Церкви от мира. Отсюда не следует, что нужно уйти из мира. Освобожденная от мирского Церковь сумеет, в том числе и на социально-благотворительном поприще, возвещать людям, как страждущим, так и тем, кто оказывает им помощь, животворную силу христианской веры».
Вылет в Рим
Поздно вечером в воскресенье 25 сентября Бенедикт XVI и сопровождающие его лица отправились в аэропорт «Black Forest» в городе Ляр, чтобы занять места в самолете компании «Люфтганза», которым им предстояло вернуться в Рим.
В ходе церемонии официального прощания слово взял президент Германии Христиан Вульф. Он дал краткий обзор различных этапов Папской поездки, а напоследок сказал:
«Святой Отец! В ходе своего визита ты дал нам много сигналов, указывал направления и приводил примеры, которые не всегда льстили нашему слуху, но зато дали нам обильную пищу для размышлений, и это – как католикам, так и другим христианам, да и вообще всем людям. Ты пожелал нам быть людьми великодушными, и сам приехал к нам именно с такой душой. Ты вышел навстречу ищущим и построил не один мост. Мы желаем тебе и в дальнейшем следовать избранным путем всё с тем же мужеством».
Затем президент Германии выразил надежду, что этот визит Святого Отца в его родную страну – не последний.
«Я смотрю на будущее Церкви в Германии с оптимизмом, — сказал в своем прощальном слове Бенедикт XVI. – Ведь я видел, сколь много людей свидетельствует о своей вере и являет современному миру ее творческую силу». Далее потнтифик отметил, что поскольку Германия – это родина Реформации, существенным моментом его визита в эту страну был экуменизм. В этом контексте он выразил удовлетворение братским обменом мнениями с протестантами и православными. Вспомнил он и о своем визите в Бундестаг, и о своих размышлениях там о духовных предпосылках государственности. И, тем не менее, свою поездку я предпринял, в первую очередь, ради немецких католиков, — подчеркнул Бенедикт XVI.
«Я призываю Церковь в Германии и в дальнейшем шествовать путем веры с мужеством и упованием, — сказал он в заключение. – Благодаря этому люди вернутся к своим корням, к сущности Благой Вести Христовой. Возникнут новые малые общины верующих, которые воссияют силой своего энтузиазма в плюралистическом обществе, побуждая других людей взыскать света, в изобилии дающего жизнь. Нет ничего более прекрасного, чем познать Христа и делиться с другими людьми дружбой с Ним. Из этого опыта, в конечном счете, рождается уверенность: “Где Бог, там и будущее”. Где присутствует Бог, там есть и надежда, там открываются новые, часто неожиданные перспективы, выходящие за рамки сиюминутного и преходящего. Я помню обо всём этом, мысленно сопровождаю Церковь в Германии и молюсь за нее».
Затем Бенедикт XVI попрощался со стоящими у края взлетной полосы представителями немецкого правительства, правительства земли Баден-Вюртемберг, несколькими десятками немецких кардиналов и епископов, прошествовал мимо почетного караула и занял место в салоне самолета. Высадившись в римском аэропорту Кампино, он на автомобиле отбыл в свою летнюю резиденцию в Кастель Гандольфо.
Перевод: Сибирская католическая газета