Бенедикт XVI призывает сооружать макеты Вифлеемской пещеры в публичных местах
Выступая на традиционной общей аудиенции «по средам» 22 декабря с.г. Папа Бенедикт XVI призвал Европу вернуться к старой доброй традиции сооружения макетов Вифлеемской пещеры в домах, в служебных помещениях и вообще в публичных местах. «Это подлинное свидетельство христианской веры может и сегодня играть для всех людей доброй воли роль иконы бесконечной любви Отца к каждому человеку», — сказал понтифик. Всю свою катехезу он посвятил последним минутам адвентовского ожидания, вспоминая при этом о различных его традициях, в том числе, и о сооружении «Вифлеемов». Эти декорации способны тронуть сердца как детей, так и взрослых, доставляя им истинное эстетическое наслаждение.
«Так позволим же среди мрака, окутывающего мир, удивить себя этому абсолютно неожиданному деянию Божию: Бог стал Младенцем, — призвал свою аудиторию Папа. – Так пусть же удивит и просветит нас Вифлеемская звезда, когда-то преисполнившая мир радости. А Младенец Иисус, придя, да не застанет нас неподготовленными, заботящимися исключительно о внешнем. Так пусть же наши труды по украшению улиц и домов помогут нашей душе пережить встречу с Тем, Кто приходит навестить нас – истинной Красотой и истинным Светом. Очистим же наши сердца и жизни от всего несовместимого с Его пришествием, очистим наши мысли, слова, поведение и поступки».
Бенедикт XVI отметил, что в период Адвента мы ожидаем Мессию не в одиночку: рядом с нами – герои Библии, а прежде всего – Мария и Иосиф, сами когда-то пережившие трепет и радость перед лицом Рождественской тайны. Адвентово ожидание интегрирует глубочайшие аспекты человеческого существования: всё человеческое естество запечатлено ожиданием, стремлением к тому, чтобы наши сокровенные мысли, желания, интуиции, всё самое святое и прекрасное в нас, когда-нибудь воплотилось в реальность, становясь осязаемым и видимым.
Размышляя о значении Христова Рождества, Папа процитировал св. Иринея Лионского. Согласно учению этого жившего во II веке Отца Церкви, Бог стал человеком, чтобы уподобить нас Себе. «Мы теперь видим, кто такой Бог, — сказал Святой Отец. – И тем самым Он напоминает нам, что мы призваны уподобиться Ему, что мы призваны Ему подражать. Здесь есть еще один нюанс, очень важный для Иринея. Это тот факт, что мы можем видеть Бога. Человек не видит Бога, не может Его созерцать, а потому остается во тьме, не постигая ни истины, ни даже себя самого. Но человек, неспособный созерцать Бога в Его Божестве, может, однако, созерцать Иисуса. Тем самым он видит Бога, начинает постигать истину, начинает жить».
И еще на один аспект учения св. Иринея о Рождестве обратил внимание Папа: именно благодаря Воплощению человек приучается быть вместе с Богом, а Бог – вместе с человеком.
«Нам должно приучиться замечать Бога. Бог обычно очень далёк от нашей жизни, наших мыслей, наших поступков. Но Он пришел к нам и стал нам близок. Поэтому нам нужно приучиться быть с Богом. Ириней даже дерзнул утверждать, что и Богу надлежало приучиться быть с нами и в нас, привыкнуть к нашей немощи и уязвимости. Пришествие Господне тем самым научает нас, как видеть события, мир и вообще всё, что нас окружает, очами Божьими и как всё это полюбить. Слово, ставшее Младенцем, помогает нам понять образ действий Бога, дабы мы позволили Его благости и милосердию изменить нас».
Перевод: Сибирская католическая газета