Бенедикт XVI о важности изучения наследия II Ватиканского Собора и приоритетах новой евангелизации

, встречаясь в четверг 24 мая с.г. с участниками пленарной сессии Конференции епископов Италии, призвал к изучению наследия II Ватиканского Собора. В свое время блаженный Иоанн XXIII созвал этот Собор, чтобы найти способ более эффективного сохранения и передачи залога христианского вероучения в его неискаженной и неизмененной форме, но, вместе с тем, так, как этого требует наша эпоха. При этом учение Собора должно восприниматься в духе герменевтики непрерывности. Только в этом случае Церковь сможет адекватно реагировать на социальные и культурные вызовы эпохи.

Говоря об актуальных ныне знамениях времён, Святой Отец отметил, что современные наука и техника часто превышают свою компетенцию, навязывая всему и вся свои эмпирические критерии. При этом считается, что границы дозволенного человеку определяются лишь его техническими возможностями, в то время как нравственные критерии отбрасываются. Тем не менее, человек продолжает испытывать тоску, хоть и не всегда осознанную, по чему-то духовному, сверхъестественному. К сожалению, многие страны и народы, имеющие древнюю христианскую традицию, затронуты ныне процессом секуляризации. Всё меньше становится практикующих верующих, многие крещеные не знают элементарных истин веры, другие сомневаются в истинах, провозглашаемых Церковью, еще некоторые сводят Царство Божие к неким посюсторонним ценностям, которые, хоть и содержатся в Евангелии, не составляют, однако, существа христианства, главное в котором – личная встреча со Христом.
Множество людей не позволяют Богу войти в свою жизнь, и именно здесь следует искать корней того духовного и морального кризиса, который ныне поразил Европу, — подчеркнул Папа. В свое время Церковь, задаваясь на Соборе вопросом о себе самой, начала с того, что обратилась к Богу, Которого она исповедует, Которому поклоняется. И не случайно первым соборным документом стала Конституция о Божественной Литургии. Прежде, чем начать говорить людям о Боге, нужно обратиться к Богу в молитве.
Далее Бенедикт XVI напомнил о том контексте, в котором впервые прозвучали слова «». Это случилось в ходе визита блаженного Иоанна Павла II в социалистическую Польшу в 1979 г., в промышленном городе Новая Гута, который в свое время был задуман и строился как «город без Бога». В воздвигнутом к его приезду большом кресте, в построенной церкви Папа-поляк увидел знак «новой евангелизации» и подчеркнул, что она должна базироваться на учении II Ватиканского Собора и стать «общим делом епископов, священников, монашествующих и мирян, делом старшего поколения и молодежи».

«Бог – это Гарант, а не враг нашего счастья, — сказал далее итальянским епископам Бенедикт XVI. – Везде, куда приходит Евангелие, а вслед за ним и дружба со Христом, человеку становится доступным опыт очищающей согревающей и обновляющей любви. Этой любовью мы можем любить другого человека так, как его любит Бог. Девиз вашей сессии очень метко указывает, что дело новой евангелизации нуждается во взрослых людях, зрелых в вере и могущих быть свидетелями всего подлинно человеческого. Тот факт, что вы обратили самое пристальное внимание на взрослых людей, означает, что вам понятна роль тех, кто призван в различном социальном окружении взять на себя ответственность за воспитание молодых поколений. Так бодрствуйте же и трудитесь, чтобы христианская община умела воспитывать взрослых людей в вере, дабы они встретились с Иисусом Христом и позволили Ему занять главное место в их жизни. Речь идет о людях, которые знают Христа, потому что любят Его, и любят, потому что знают; о людях, способных принимать фундаментальные и выверенные жизненные решения».

В заключение Святой Отец подчеркнул значимость для воспитания в вере взрослых изданного 20 лет назад Катехизиса Католической Церкви, а свое выступление закончил молитвой к Святому Духу, особенно уместной в преддверии Пятидесятницы. В ней Папа просил Утешителя помочь людям нашей эпохи «осознать, что изгнание Бога обрекает их на блуждания в пустыне мира, а достоинство и свобода человеческой личности, как и справедливое устроение общества, расцветают лишь там, куда приходит вера».

Перевод: Сибирская католическая газета

Print Friendly
vavicon
При использовании материалов сайта ссылка на «Сибирскую католическую газету» © обязательна