Ассоциация «Доминика»: мы сознательно празднуем воскресенье
Отец Энтони Бранаган, Генеральный викарий Преображенской епархии, настоятель прихода в г. Кемерово, обращается к читателям «СКГ» с очень интересной инициативой. В чём её суть – станет ясно из следующей статьи.
«Сей день сотворил Господь: возрадуемся и возвеселимся в оный»
(Пс 118,24)
Почему я так люблю воскресенье? Не надо идти на работу, есть время для отдыха, для общения с природой, занятий играми, походов в кино, есть время посмотреть телевизор, расслабиться с семьёй и с друзьями. Все это прекрасно, но недостаточно. Что-то по-прежнему заботит меня.
Воскресенье – самый значимый день недели, хотя формально он и не отличается от прочих дней. Это – просто один из дней недели, повторяющийся регулярно. Но, вместе с тем, это день, когда можно оглянуться назад и оценить прошедшее, заглянуть в будущее и строить планы; это день, когда можно остаться наедине с собой, а также общаться с близкими. Воскресенье – это особенное время тишины и покоя, когда мы можем размышлять о Боге. Бог сотворил мир и нас – людей, чтобы мы жили и занимались мирскими делами. Но Бог установил седьмой день, как день отдыха, чтобы мы были с Ним. Он установил этот день потому, что Он – наш Отец и любит нас, как Своих детей. Он хочет, чтобы мы узнали и полюбили Его, и это – главный смысл отдыха седьмого дня.
Еженедельный отдых – это необходимость для всех людей. Для некоторых этот день – суббота. Для других – пятница. А для христианина – воскресенье, потому что Господь Иисус Христос воскрес из мертвых в этот день. В этот день первого христианского воскресенья Иисус стал семенем и знаком обновленного творения. Все, соединенные с Ним в Крещении и живущие христианской жизнью, становятся участниками нового творения. В таком случае воскресенье – символ дня вечного покоя, вечного отдыха. Первые христиане собирались вместе, чтобы вспоминать о Воскресении Господнем, славить Господа в этот день, участвовать в Евхаристии, познавать Его истинное присутствие среди них, питаться Его Телом и Кровью. Затем они, укрепленные и преображенные, проживали последующие дни недели в единении со Христом, в согласии с Его учением, в готовности встретить Второе Пришествие, в ожидании нескончаемого дня вечного покоя и счастья. Воскресный день получил в Церкви название «Дня Господня», а по-латински – «Доминика».
Воскресенье – это, прежде всего, благодатная возможность и приглашение, предоставленные Богом, чтобы мы смогли успокоиться, размышлять о Нем и познавать Его, как Создателя и Отца, Который безмерно любит нас, Своих детей, желает, чтобы мы были с Ним умом и сердцем. Это значит, что в воскресенье мы должны посвятить свое время молитве и такой деятельности, которая пробуждала бы в нас любовь к Богу, укрепляла наше христианское мировоззрение. Этому может способствовать чтение, особенно чтение Священного Писания, хорошие программы или фильмы, созерцание красоты природы, общение с братьями по вере и близкими людьми. Верующим настоятельно рекомендуется воздерживаться от деятельности, которая отвлекает их или препятствует обращать ум и сердце к Господу.
Для католиков и православных их участие в Евхаристической литургии составляет центральный момент дня Господня. «Принимать участие в воскресной Мессе – не только важная обязанность, как это ясно показывает Катехизис Католической Церкви, но, прежде всего, глубокая потребность каждого верующего. Нельзя оставаться верующим, не участвуя регулярно в воскресной Мессе, Жертвоприношении искупления, всеобщего пира Слова Божия и Хлеба Евхаристии – сердца христианской жизни», — сказал в свое время Папа Иоанн Павел II. Весьма угодно Богу и благотворно для семьи, когда все ее члены (отец, мать и дети) совместно участвуют в воскресной Мессе и проводят вместе весь воскресный день. Эта практика, если она станет регулярной, способна исцелить все недоразумения, взаимные обиды, конфликты, обычно возникающие между людьми, которые живут под одной крышей. Она способна воссоздать атмосферу мира, счастья и любви. Она навсегда останется в памяти детей. Этот семейный аспект воскресенья особенно важен сегодня ввиду того давления, которое оказывает на семью современное общество. Мы имеем в виду как навязываемое христианам ложное понимание брака, так и привычку пустого, а иногда и прямо греховного времяпровождения в воскресенье.
Можно привести десять рекомендаций, как святить День Господень. Итак, каждое воскресенье нам надлежит делать следующее.
1. Первое и самое главное: пробуждать в себе ощущение близости Бога – Творца, Спасителя и Духа Животворящего, вспоминать, что Бог любит нас и приглашает особым образом осознавать Его близость к нам, возбуждать в своем сердце любовь к Богу.
2. Пробуждать в себе намерение проводить этот день с Господом.
3. Напоминать себе, что этот день создал Господь. Мы должны отдыхать в этот день, «утешаться» и исполняться радостью от присутствия Господа.
4. В момент пробуждения ото сна направить разум и сердце к Богу и в течение дня открывать зрение и слух всему миру – творению Бога, а особенно другим людям – венцам творения.
5. Постоянно пребывать с Богом – говорить с Ним в течение дня.
6. Собираться вместе с единомышленниками, восхвалять Бога и слушать, что Господь скажет нам, Своим детям, направляя и укрепляя нас на жизненных путях. Местом встречи может стать Библейская группа; группа катехизации; акции церковных организаций, например, «Легиона Марии».
7. Активное участвовать в Святой Мессе, а если нет возможности посетить Мессу – в молитвенном собрании общины. Это принципиальный момент в праздновании Дня Господня. Участие в Мессе каждое воскресенье – это больше чем рекомендация. Это – одна из церковных заповедей, имеющая своей целью «гарантировать верующим необходимый минимум в духе молитвы и в нравственном усилии, в возрастании любви к Богу и ближнему» (Катехизис Католической Церкви, 2041).
8. Замечать других людей, быть рядом с ними и помогать им в их нуждах. Это – верный способ быть с Господом и служить Ему.
9. Собираться вместе у себя дома для дружеского общения в христианской любви и молитве, что означает пригласить Господа к себе домой.
10. Воспевать в своем сердце гимн благодарения за дар жизни, семьи, дружбы, творения, веры и искупления.
Прежде всего заметим, что соблюдение воскресенья – это заповедь Церкви. Она соответствует третьей заповеди Декалога и удивительным образом включает ее в себя: СОБЛЮДАЙ ДЕНЬ СУББОТНИЙ, ЧТОБЫ СВЯТО ХРАНИТЬ ЕГО. Таким образом, все крещеные призваны с радостью исполнять эту заповедь. Притом, некоторые люди могут решить более ревностно соблюдать воскресенье, став членами ассоциаций, цель деятельности которых – обновление празднования воскресенья. Некоторые члены такой ассоциации принимают на себя обязательства более деятельно и активно содействовать восстановлению соблюдения воскресенья в среде членов своего прихода. Каким образом они могут это сделать.
Стать членом ассоциации обновления соблюдения воскресенья и сознательно и последовательно исполнять всё то, что описано выше, в десяти рекомендациях.
Демонстрировать значение и красоту соблюдения воскресенья другим людям в разговорах и беседах, в газетах и журналах, при помощи других средств информации.
Приглашать других людей стать членами ассоциации обновления соблюдения воскресенья.
Включать проповеди и конференции о соблюдении воскресенья в приходские миссии и духовные упражнения
На уроках катехизиса для детей, молодежи, взрослых, и при подготовке к крещению особым образом подчеркивать важность соблюдения воскресенья.
В программах подготовки к Рождеству и в ходе Великого Поста включать размышления о значении и важности соблюдения воскресенья.
Создавать воскресные группы по изучению Библии.
Проводить воскресные мероприятия: семейные собрания, путешествия на природу, паломничества к местам религиозного поклонения, встречи для детей.
Подготовить особые воскресные молитвы: для семей, для семей с маленькими детьми, для молодежи, для взрослых.
Любой христианин, независимо от профессии, возраста или социального положения, может принять для себя эту программу. Я сам, священник-редемпторист, начал праздновать воскресенье сознательно и решительно, когда мне было 72 года.
Лица посвященной Богу жизни, монахи и монахини, также могут участвовать в этой программе, поскольку она не требует принятия дополнительных процессуальных норм и положений, сверх тех, что приняты конгрегацией или орденом. Я лелею память об одном воскресенье во время реколлекций у монахов-траппистов тридцать пять лет назад. Одно из воспоминаний – участие в воскресной Евхаристии вместе с монахами. Их было одиннадцать человек, собравшихся вокруг алтаря. Каждое слово Литургии отражалось в моем сердце, я живо ощущал присутствие Господа. Другое воспоминание – прогулка в тишине леса, где я встретился с одним из монахов. Он в размышлении сидел у ствола дерева и читал книжку, описывающую субботний отдых в окружении изумительного творения Бога после недели физического труда.
Священники, обычно весьма занятые по воскресеньям, тоже могут принять для себя эту программу, ибо она оживит их жизнь, их служение.
Мужчины и женщины любого общественного положения или возраста могут принять эту программу, она серьезно преобразит их духовную жизнь, их ежедневный труд, их отношения с другими людьми.
Называние, предлагаемое для ассоциации по обновлению воскресенья, – «ДОМИНИКА»
«Доминика» – это ассоциация людей, решивших особым образом святить воскресенье, следуя вышеприведенной программе. Неформальным образом к ней может принадлежать каждый, кто решит соблюдать эту программу индивидуально. В таком случае у него возникнет духовная связь с формально существующими ассоциациями «Доминика».
Формальным образом «Доминика» может быть организована в приходе по инициативе священника, работающих в приходе монашествующих или же его прихожан – с согласия настоятеля. Ассоциация «Доминика» принимает следующий устав:
1. После испытательного срока продолжительностью в шесть воскресений желающие присоединиться к исполнению программы формально регистрируются в качестве членов ассоциации. Регистрация проводится священником или лицом, назначенным координатором ассоциации.
2. Члены ассоциации регулярно собираются для общей молитвы и деления опытом переживания воскресенья. Частота встреч определяется решением членов ассоциации. Рекомендуется проводить подобные встречи не реже одного раза в месяц.
3. Члены ассоциации принимают на себя обязательство способствовать празднованию воскресенья в их собственном приходе и в обществе в целом. Это делается в согласии с пастырскими планами и программами прихода, религиозных или мирских организаций.
4. Должен быть установлен церковный обряд вступления в ассоциацию. Члены ассоциации должны быть зарегистрированы в специальной книге. Им необходимо вручить сертификат и эмблему членства в ассоциации.
5. В субботу вечером или в воскресенье утром перед богослужением члены ассоциации (желательно общинно) читают особую молитву о даровании благодати святого и трепетного почитания Дня Господня.
Если Вы хотите образовать ассоциацию «Доминика» в Вашем приходе, общине, населенном пункте, пишите мне по адресу: anthonybranagan@eircom.net
о. Энтони Бранаган, CSsR