Англиканский епископ призвал духовенство отращивать бороды, чтобы «быть ближе» мусульманам
Епископ Лондона Ричард Шартр (Richard Chartres) заявил, что два его викария, приходские священники из лондонского района Ист-Энд, Адам Аткинсон (Adam Atkinson) и Крис Роджерс (Chris Rogers), заслуживают похвалы за то, что они отрастили «настоящие бороды» — похожие на те, что обычно носят ортодоксальные раввины и правоверные мусульмане, сообщает Religion News Service со ссылкой на The Church Times.
По мнению высокопоставленного англиканского епископа, это способствует налаживанию контактов между священниками и жителями Лондона, значительную часть которых составляют мигранты из мусульманских стран.
В своей статье «И Исав был космат», опубликованной на сайте The Church Times, епископ Ричард Шартр обратился к истокам ношения бороды в рамках различных религиозных традиций, признав при этом, что причиной, заставившей его заинтересоваться этим вопросом, стал пример «двух самых энергичных священников в Восточном Лондоне» — Адама Аткинсона и Криса Роджерса.
«Священникам из Тауэр Хэмлетс не следует опасаться епископского порицания, их желание быть ближе к культуре большинства своих прихожан можно только приветствовать», — подчеркнул епископ Лондона.
Оба викария служат в приходах лондонского района Тауэр Хэмлетс (Tower Hamlets) в Ист-Сайде. Большинство местных жителей составляют выходцы из Бангладеш, для которых ношение бороды является одним из атрибутов «святого человека».
«Это мнение распространено во многих восточных культурах, но в течение большей части истории Запада ситуация была иной, — отметил епископ Р. Шартр. — Александр Великий был чисто выбрит, и в Римской Республике и ранней империи, до периода правления императора Адриана во II веке это было модно. Ранние изображения Христа в западноевропейском искусстве, например, мозаика из Хинтон Сент-Мэри, которая выставлена в Британском музее, также показывают Спасителя чисто выбритым, в образе какого-то классического героя».
Англиканский епископ добавил также, что на христианском Востоке, в отличие от Запада, борода традиционно считалась принадлежностью человека, ведущего философский образ жизни, поэтому изображения Христа в восточной традиции соответствовали этому архетипу.
«Евфимий Великий, отшельник, живший в Палестине в V веке, основатель монастыря по дороге из Иерусалима в Иерихон, в свою пустынную общину принимал только бородатых мужчин», — засвидетельствовал Ричард Шартр.
Лондонский епископ признался, что в 1970 году, перед совершением паломнической поездки в коптский монастырь святого Бишоя в пустыне Вади Натрун, он из уважения к традиции отрастил небольшую бороду, но посещение древней обители произвело на него такое глубокое впечатление, что он сохранил свою бороду как «сувенир» на память о той поездке.
После распада Римской империи, отметил епископ Р. Шартр, взаимное отчуждение между западной и восточной традициями христианства только возрастало, и это проявлялось в том числе и во внешнем облике духовенства и в церковных канонах, регулировавших вопросы, связанные с повседневной жизнью священников.
Он напомнил, что в 1054 году в папской булле Льва XI об отлучении патриарха Константинопольского Михаила Керулария также говорилось и о том, что представители Восточной церкви «не примут в общение тех, кто выстригает волосы и бреет бороды, следуя практике, установленной декретами Римской церкви».
Епископ Ричард Шартр, подробно рассматривая историю традиции ношения бороды в христианской Церкви, отметил, что в последнее время мода на Западе изменилась: бороды больше не считаются атрибутом «хипстерского» облика, предосудительным для добропорядочного гражданина, существует большое количество сайтов, предлагающих современному мужчине любого возраста целые галереи бород различных фасонов.
«Наиболее близким к нам примером популярного “светского святого” является Дэвид Бекхэм, а его эксперименты с различными стилями бороды вызвали появление бесчисленных подражателей», — отметил англиканский епископ.
Кристофер Роджерс: «Я никогда не отращивал бороду, чтобы обратить кого-то; я только хотел лучше выглядеть»
Между тем священник Крис Роджерс, о котором упомянул в своей статье епископ Р. Шартр, на страницах своего блога выразил недоумение в связи с тем, как британские СМИ подали информацию о данном сюжете.
«К сожалению, эта вдохновляющая история теперь попала в большую прессу — Times, Mail, Independent, Huff Post и другие. К сожалению, из легкой полушутливой истории про священнические бороды, рассказанной епископом, она превратилась в [новость под заголовком]“Епископ призвал священников носить бороды, чтобы обращать мусульман”, — пишет англиканский викарий. — Что? Я никогда не отращивал бороду, чтобы обратить кого-то; я только хотел лучше выглядеть. Я сделал это в первую очередь, чтобы избавиться от этих ужасных маленьких красных пятен на шее. Позже я понял, что из этого незапланированно получился забавный миссионерский инструмент. Бездомные это любят, хипстеры это любят, мои друзья-мусульмане это любят. Но отрастил ли я бороду, чтобы обратить кого-то? Это было бы странно».
К. Роджерс пояснил, что был вынужден опубликовать эти объяснения, поскольку кто-то из его друзей и знакомых-мусульман может расценить историю с отращиванием бороды ради привлечения в церковь мусульман оскорбительной.
«Факт: моя борода — не миссионерский инструмент. Это моя борода. Она меня согревает. Мне это нравится. Она предназначена для меня, не для кого-либо еще», — заявил англиканский священник.
Подписчики Адама Аткинсона в Твиттере проиллюстрировали появившуюся новость шуточным «Руководством по внешнему облику духовенства».
Ислам в Великобритании
Ислам в Великобритании является второй по численности приверженцев религией. По переписи населения 2011 года количество мусульман, проживающих в Соединенном Королевстве достигло 2,7 миллиона человек, что составляет 4,8% от общей численности населения страны.
По сообщениям британских СМИ, на сегодняшний день в Лондоне проживают около 607 тысяч мусульман.
Первая официальная организация — Ассоциация британских мусульман — была основана в стране еще в конце XIX века, в 1889 году. Тогда же в 30-ти километрах от Лондона была построена старейшая мечеть в Великобритании — Шах-Джахан.
По состоянию на 2007 год в Лондоне насчитывалось более 1,5 тысяч мечетей, большинство из которых построены суннитами на средства выходцев из Пакистана, Бангладеш, арабских стран, Турции и Сомали.
Наиболее заметный рост количества мечетей в стране произошел в течение последних 10-15-ти лет — например, с 2001 по 2011 годы их число увеличилось с 614-ти до полутора тысяч.
В 2011 году около 5,2 тысяч британцев приняло ислам, и эта цифра с каждым годом только увеличивается. По заявлению Британского института Гитсона, ежемесячно в стране принимают ислам более сотни британцев. Увеличение числа новообращенных наблюдается в тюрьмах и среди подростков в школе.
Источник: Rublev.com