40 лет Миссалу Павла VI
40 лет назад, 30 ноября 1969 года, вступили в силу нормы Апостольской конституции Папы Павла VI Missale Romanum, которая вводила в действие новые нормы и новый чин (Novus Ordo) совершения Святой Мессы. Первое издание обновленного Миссала, т.н. «Миссала Павла VI», вышло лишь в 1970 году, однако уже с первого воскресенья Адвента 1969 года во многих католических храмах начала совершаться литургия по реформированному обряду. Одним из главных изменений, введенных в богослужебную практику, стало широкое использование современных языков взамен латыни, бывшей прежде основным языком римской литургии. Эти изменения не были легкими для Католической Церкви, и не всеми они были приняты однозначно. В частности, именно радикальная литургическая реформа стала одним из ключевых факторов, приведших в 1988 году к схизме архиепископа Марселя Лефевра и разрыву с Римом созданного им Священнического братства св. Пия X, шаги по возвращению которого к общению с Католической Церковью были предприняты в этом году Папой Бенедиктом XVI.
26 ноября 1969 года, накануне вступления в силу норм Конституции Missale Romanum, Папа Павел VI на генеральной аудиенции в Ватикане говорил о трудностях и причинах предстоящих изменений. В своей речи он сказал, в частности, следующее:
Мы просим вас еще раз обратить ваши мысли к литургическим новшествам нового обряда Мессы. Этот новый обряд будет введен в наше празднование Святого Жертвоприношения начиная со следующего воскресенья – первого воскресенья Адвента, 30 ноября.
Новый чин Мессы: изменение почтенной традиции, насчитывающей столетия. Это то, что затрагивает полученное нами религиозное наследие, которое, казалось бы, пользуется привилегией неприкосновенности и покоя. Казалось бы, оно влагает в наши уста молитву наших предков и помогает нам чувствовать себя верными нашему духовному прошлому, которое мы сохранили для того, чтобы передать его следующим поколениям.
В такой момент мы лучше осознаём ценность исторической традиции и общения святых. Это изменение затронет обряды Мессы. Мы обнаружим, может быть, с некоторым чувством раздражения, что обряды у алтаря совершаются отныне не с теми самыми словами и жестами, к которым мы привыкли – возможно, привыкли настолько, что уже не обращали на них внимания. Эта перемена затронет также и верных. Она имеет своей целью вовлечь каждого из присутствующих, вырвать их из привычного личного благочестия или обычной апатии.
[…]
И здесь стоит отметить самую большую новизну – новизну языка. Отныне уже не латынь, но разговорный язык будет основным языком Мессы. Введение народных языков, несомненно, станет великой жертвой для тех, кто знает красоту, силу и выразительную сакральность латинского языка. Мы расстаемся с речью веков христианства, мы становимся как бы вульгарными самозванцами в литературном заповеднике священного наречия. Мы также утратим значительную часть того изумительного и несравненного художественного и духовного сокровища, которым является григорианское пение.
У нас есть основания для сожаления, даже основания для замешательства. Что мы поставим на место этого языка ангелов? Мы отказываемся от неоценимого богатства. Но почему? Что может быть более драгоценно, чем это величайшее из сокровищ нашей Церкви?
Ответ кажется банальным, прозаичным. И всё же это хороший ответ, потому что это ответ человеческий, потому что он апостольский.
Понимание молитвы более ценно, чем шелковые одеяния, в которые она по-королевски облачена. Участие людей более ценно – особенно участие современных людей, любящих простой язык, который легко понимать и претворять в повседневную речь.
Если божественная латынь отдаляет нас от детей, от молодежи, от мира труда и забот, если она становится темной завесой, а не прозрачным окном, разве правильно было бы нам, ловцам душ, сохранять ее как исключительный язык молитвы и религиозного общения?
К настоящему времени Миссал Павла VI выдержал уже три издания; последнее, третье «типовое» издание было подготовлено и издано по благословению Папы Иоанна Павла II в 2002 году — именно оно в настоящий момент является основной богослужебной книгой ординарной формы римского обряда.
Напомним, что в 2007 году Папа Бенедикт XVI посредством motu proprio Summorum Pontificum подтвердил, что дореформенный обряд, последняя кодификация которого содержится в Миссале, изданном по благословению Иоанна XXIII в 1962 году, никогда не был отменен в Католической Церкви. Этим же документом Папа значительно расширил возможности использования этого обряда как «экстраординарной формы» римского обряда.