Письмо Бенедикта XVI семинаристам

Послание Папы Бенедикта XVI, написанное по случаю окончания Года Священника, завершившегося в июне, было опубликовано 18 октября, в праздник Евангелиста Луки.

Дорогие семинаристы!

В декабре 1944 г., когда я был призван на военную службу, ротный командир спрашивал каждого, какую профессию он бы хотел избрать. Я ответил, что хочу стать католическим священником. И тогда лейтенант сказал мне: «Тебе следует подыскать себе что-то другое. Новой Германии священники не будут нужны». Я знал, что «новая Германия» близилась к своему закату и что перед лицом страшнейших разрушений, которые это безумие принесло стране, священники будут нужны больше, чем когда-либо. Ныне ситуация совсем иная. Но и сегодня многие так или иначе полагают, что католическое священство – это не та «профессия», которой принадлежит будущее. Оно скорее принадлежит прошлому.
А вы, дорогие друзья, не взирая на все предупреждения и мнения, решились поступить в семинарию, иначе говоря, встали на путь, ведущий к священническому служению в Католической Церкви. И вы хорошо сделали. Ведь люди всегда будут нуждаться в Боге, в том числе и в эпоху господства техники во всём мире и в век глобализации. Они будут нуждаться в Боге, Который открылся нам в Иисусе Христе и собирает нас во Вселенскую Церковь, дабы мы с Ним и через Него учились подлинной жизни, принимали во внимание и применяли критерии подлинной человечности. Там, где человек не обращает внимания на Бога, жизнь становится пустой и ничто не может нас удовлетворить. Человек ищет спасения в пьянстве или насилии, всё более угрожающем молодежи. Но Бог жив! Он сотворил каждого из нас. Он настолько велик, что находит время, чтобы заняться нашими мелочами: «У вас же и волосы на голове все сочтены» (Мф 10,30). Бог жив, и Он нуждается в людях, которые бы жили ради Него и которые могли бы принести Его другим. Воистину, стоит стать священником: мир нуждается в священниках, пастырях ныне, он будет нуждаться в них завтра и вообще всегда, пока он еще существует.

Семинария – это община, которая находится на пути к священническому служению. Уже одной этой фразой я выразил нечто очень важное: священником нельзя стать в одиночку. Необходима «община учеников», солидарность тех, кто стремится к служению одной и той же Церкви. В этом письме я бы хотел выделить – в том числе, и вспоминая мои собственные семинарские годы, – некоторые моменты, значимые для периода, пока вы еще находитесь в пути.

1. Тот, кто хочет стать священником, должен быть «Божьим человеком», как говорит об этом апостол Павел (1 Тим 6,11). Для нас Бог – не абстрактная гипотеза, не некто неизвестный, ушедший в тень после Великого Взрыва. Бог открылся в Иисусе Христе. В Его лике мы видим лик Божий. В Его словах мы слышим Самого Бога, обращающегося к нам. Вот почему самым важным делом на пути к священству и в самой священнической жизни являются личные отношения с Богом в Иисусе Христе. Священник – не администратор некого сообщества, задача которого – удержать членов и приумножить их число. Священник – Божий глашатай среди людей. Его стремление – приводить людей к Богу, а тем самым и созидать подлинное общение между ними. По этой причине, мои дорогие друзья, так важно научиться жить в постоянном общении с Богом. Когда Господь призывает «неустанно молиться», то Он, конечно, не требует постоянного произнесения молитвенных формул. Он подразумевает внутренний контакт с Богом. Цель нашей молитвы состоит в том, чтобы учиться постоянно поддерживать этот контакт. Поэтому важно начинать и заканчивать день молитвой; слушать слово Божие, читая Священное Писание; рассказывать Богу о наших желаниях и надеждах, о наших радостях и горестях, о наших бедах и о нашей благодарности за всё, что есть хорошего и доброго в нашей жизни. Тем самым Бог будет постоянно в поле нашего зрения, как точка притяжения всей нашей жизни. Так будем же внимательней относиться к нашим промахам, так будем же учиться исправлению! Станем чувствительнее ко всему хорошему и доброму, ежедневно проявляющемуся в нашей жизни самым естественным образом! Тогда и наша благодарность приумножится. А вместе с благодарностью приумножится и наша радость от того, что Бог так близок и что мы имеем возможность Ему служить.

2. Бог для нас – не только слово. Он лично уделяется нам в таинствах посредством материальных субстанций. В центре нашего общения с Богом – Евхаристия. Совершение ее с внутренним участием, а посредством этого – личная встреча со Христом, должны стать стержнем каждого нашего дня. Св. Киприан, комментируя евангельское прошение «хлеб наш насущный дай нам на сей день», отмечал, что тот «наш хлеб», который мы имеем возможность получать, будучи христианами, есть Сам Господь Евхаристический. Обращаясь к Отцу, мы просим Его ежедневно подавать нам «наш хлеб», дабы Им постоянно питалась наша жизнь. Дабы воскресший Христос, дарующий нам Себя в Евхаристии, созидал всю нашу жизнь сиянием Своей Божественной любви. Чтобы евхаристическое празднование было аутентичным, нам необходимо познавать, понимать и любить литургию Церкви в ее конкретных формах. В литургии мы молимся вместе с верными всех времен – прошлого, настоящего и будущего – в одном огромном хоре молитвы. По моему собственному опыту могу сказать, что это весьма увлекательно шаг за шагом учиться прослеживать развитие литургии, убеждаясь, сколь великий заряд веры заключен в литургической структуре Мессы, которую в молитве созидало столько поколений верных.

3. Важно также и таинство Покаяния. Оно учит нас взирать на себя самих глазами Бога, побуждает быть честными по отношению к самим себе. Делает нас смиренными. Кюре из Арс однажды сказал: «Вы думаете, что не имеет смысла получать отпущение грехов сегодня, если завтра вы снова совершите те же самые грехи. Однако же в этот момент Сам Бог забывает о наших завтрашних грехах, чтобы излить на нас благодать сегодня». Хоть мы и должны неустанно сражаться с одними и теми же пороками, важно при этом не допускать очерствения души, равнодушия, которые побуждают нас смириться с тем, что такие уж мы есть. Важно не сворачивать с пути, не терзаясь ненужными угрызениями, с благодарностью сознавая, что Бог всякий раз заново нас прощает. Но при этом следует избегать равнодушия, которое отвлекает нас от борьбы за святость, за исправление. Позволяя простить себя, я так же учусь прощать других. Сознавая свои слабости, я становлюсь более мягким и снисходительным к слабостям ближнего.

4. Будьте чувствительны к народному благочестию. Оно различно в разных культурах, но его сущность везде одна и та же, поскольку одним и тем же остается человеческое сердце. Понятно, что порой народное благочестие может приобретать иррациональные формы или удовлетворяться поверхностным. Однако же игнорировать его абсолютно неправильно. Через народное благочестие вера водворяется в сердцах людей, становится частью их эмоционального мира, их нравов, их общей ментальности и образа жизни. По этой причине народное благочестие – это великое сокровище Церкви. Так вера облекается в плоть и кровь. Разумеется, народное благочестие следует постоянно очищать, направлять к главному, однако оно вполне заслуживает нашей любви. Именно благодаря нему мы действительно становимся «Народом Божьим».

5. Время, проведенное в , это прежде всего время учебы. Христианская вера имеет свое существенное рациональное и интеллектуальное измерение, без которого она не была бы сама собой. Апостол Павел говорит нам о неком «образе учения», которому мы предали себя во Христе (ср. Рим 6,17). Вы все помните слова апостола Петра, которыми средневековые богословы обосновывали необходимость рациональной, научно оформленной теологии: «[будьте] всегда готовы всякому, требующему у вас отчета в вашем уповании, дать ответ с кротостью и благоговением» (1 Петр 3,15). Научиться формулировать подобные ответы – это одна из главных задач, стоящих перед вами в . Я лишь могу усиленно просить вас: учитесь с увлечением! Используйте время учебы! Вы не пожалеете. Пусть порой предметы учебной программы кажутся весьма далекими от практики христианской жизни и пастырского служения. Однако же целиком и полностью ошибочным является узко-прагматический подход: А насколько полезным мне это будет в будущем? Будет ли это практически пригодным в пастырской работе? Ведь речь идет не только об усвоении полезных практических навыков, но и о познании структуры веры во всей ее полноте, так чтобы вера могла стать ответом на вопрошание людей, которые видимым образом меняются от поколения к поколению, но в существе своем остаются такими же самыми. Вот почему так важно подняться над требованиями сиюминутной моды, услышать подлинное вопрошание и сформулировать на него подлинный ответ. Важно глубоко изучить всё Священное Писание, в единстве Ветхого и Нового Заветов, понять, как формировались его тексты, проследить становление их жанров, их постепенное редактирование вплоть до возникновения библейского канона, увидеть их внутреннее динамическое единство, отнюдь не случайное и поверхностное, а придающее отдельным текстам их полный смысл. Важно также изучить творения Отцов Церкви и документы Великих Соборов, в которых Церковь приняла в вере и рефлексии основные положения Писания. Я мог бы и продолжить: то, что мы называем догматикой, есть ничто иное, как проникновение в содержание отдельных аспектов веры, взятых в их единстве и, более того, в их окончательной простоте, так что каждая отдельная деталь является по сути только элементом веры в единого Бога, Который открылся нам и продолжает открываться. Нет нужды в очередной раз останавливаться на том, как важно знать основные положения нравственного богословия и социального учения Церкви. Не менее очевидна для нашей эпохи и важность экуменической теологии, познавания различных христианских общин, как и изучения основ мировых религий и философии, изучения человеческих поисков и сформулированных в их ходе вопросов, на которые вера стремится дать свой ответ. Учитесь также понимать – и я дерзну сказать – любить каноническое право, принимая во внимание его насущную необходимость и принципы практического применения: общество без права стало бы обществом лишенным прав. Право – это условие любви. Я не хочу дальше продолжать, но напоследок еще раз подчеркну: любите занятия по богословию и посещайте их, прилагая вместе с тем все усилия, чтобы укоренить теологию в живой общине Церкви. Ведь церковная община с ее авторитетом вовсе не является собранием людей враждебных теологии. Община составляет предпосылку теологии. Без Церкви, которая ходит в вере, теология уже не была бы сама самой, распалась бы на ряд не связанных между собой отдельных дисциплин.

6. Годы, проведенные в семинарии, должны также стать временем созревания человеческой личности. Для священника, призванного сопровождать других людей на их долгом пути вплоть до врат смерти, важно самому сохранять надлежащее равновесие сердца и интеллекта, рассуждений и эмоций, тела и души. Ему нужно быть по-человечески «цельным». Вот почему христианская традиция всегда рассматривала «богословские добродетели» в их единстве с добродетелями «кардинальными», производными от человеческого опыта и философии, а в конечном итоге – от здоровой этической традиции человечества. Св. Павел очень ясно говорит филиппийцам: «Наконец, братия мои, что только истинно, что честно, что справедливо, что чисто, что любезно, что достославно, что только добродетель и похвала, о том помышляйте» (Флп 4,8). В том же контексте следует рассматривать и интеграцию сексуальности в целостную структуру личности. Сексуальность – это дар Творца, а также задание для личной реализации, задание для человеческой жизни. Если сексуальность не интегрирована в целостность личности, она становится чем-то вульгарным и вместе с тем разрушительным. Мы имеем этому множество примеров в нашем современном обществе. В последнее время мы с глубоким прискорбием должны были констатировать, что священники извратили собственное служение, допуская сексуальные злоупотребления по отношению к детям и молодежи. Вместо того, чтобы вести подопечных к человеческой зрелости и подавать им хороший пример, они, посредством допущенных злоупотреблений, произвели разрушения, которые заставляют нас испытывать боль и раскаяние. При этом у многих людей, или даже у кого-то из вас, может возникнуть сомнение: в самом ли деле так хорошо стремиться стать священником? В самом ли деле избрать путь целибата, как путь своей жизни, значит совершить разумный выбор? Однако же злоупотребления, которые следует со всей решительностью осудить, не могут дискредитировать священнической миссии, всегда остающейся великой и чистой. Слава Богу, все мы знаем священников образцовых, сильных верой, своим примером свидетельствующих, что как раз в этом статусе, живя в целибате, можно достичь полной человеческой реализации в чистоте и зрелости. Однако происшедшее должно побудить нас стать бдительными и внимательными, дабы мы на пути к священству со всей тщательностью, перед лицом Божиим, исследовали самих себя, чтобы понять, хочет ли Господь этого для меня. Задача ваших духовников и руководителей – сопровождать вас и помогать вам в процессе самопознания. Существенным элементом вашего пути остается практика основополагающих человеческих добродетелей, сопровождаемая доверительным упованием на Бога, явленного во Христе, и готовностью постоянно принимать посылаемое Им очищение.

7. В наше время истоки священнического призвания куда разнообразнее, чем в прошлые времена. Часто решение готовиться к священству вызревает в обстоятельствах, связанных с работой по уже имеющейся мирской профессии. В других случаях оно формируется в общинах, в первую очередь в движениях, способствующих общинному переживанию встречи со Христом и Его Церковью, духовному опыту радости в служении веры. Такое решение может созреть и в полностью индивидуальном экзистенциальном опыте человеческого величия и человеческой слабости. Таким образом современные кандидаты к принятию священства порой проживают на совершенно разных духовных континентах и им бывает трудно обнаружить то общее, что будет отличать их будущую миссию и связанные с ней особенности духовного пути. Как раз отсюда проистекает важность семинарии как общины, пребывающей в пути, способной подняться над различными формами духовности. Движения – это дело очень хорошее. Вы знаете, как сильно я их ценю и люблю, ведь они – дар Церкви от Духа Святого. Однако же движениям следует давать оценку в зависимости от того, насколько они открыты общим католическим реалиям, жизни единой и вселенской Церкви Христа, которая, при всём своем внутреннем разнообразии, остается одним целым. Семинария – это тот период, в который вы учитесь друг с другом и друг у друга. В этой совместной жизни, порой нелегкой, вам предстоит научиться быть щедрыми и терпеливыми, не только нося бремена друг друга, но и друг друга обогащая, так чтобы каждый из вас смог принести собственные таланты в общую сокровищницу. Ведь все вы служите одной и той же Церкви, одному и тому же Христу. Этот урок терпимости, больше того, взаимного принятия и понимания в единстве Тела Христова, является одним из самых существенных плодов вашего пребывания в семинарии.

Дорогие семинаристы! С помощью этих строк я стремился продемонстрировать вам, как много я о вас думаю в наши трудные времена, как близок я к вам в молитве. Вы тоже молитесь обо мне, чтобы я мог хорошо исполнять мое служение до тех пор, пока этого хочет Господь. Я поручаю ваш путь подготовки к священству материнскому попечению Пресвятой Марии, чей дом был школой добра и благодати. И да благословит вас всех Всемогущий Бог: Отец, Сын и Дух Святой.

Ватикан, 18 октября 2010 г., в праздник Св. Евангелиста Луки

Ваш в Господе
, Папа

Перевод: Сибирская католическая газета

Print Friendly
vavicon
При использовании материалов сайта ссылка на «Сибирскую католическую газету» © обязательна