Возможен ли пан-православный собор?

Статья Софьи Кишковской о перспективах созыва всеправославного собора появилась 22 марта с.г. на сайте агентства «Ecumenical News International» (ENI).

Диптихи – специальный литургический термин, описывающий порядок, в котором православные иерархи поминают друг друга, – составляет одно из серьезных препятствий на пути созыва всеправославного собора. Если бы такой Собор был созван, он стал бы первым собранием подобного рода после 1200-летнего перерыва.
Некоторые Поместные Православные Церкви считают, что всеправославный собор был бы полезен, поскольку на нем могла бы быть сформулирована общая позиция по острым проблемам современности, таким как биоэтика, сексуальная этика или охрана окружающей среды. Но основными препятствиями на пути его созыва остаются упомянутые диптихи и проблема автокефалии.

В мире живет приблизительно 250 миллионов православных, принадлежащих то ли к 14, то ли к 15 Автокефальным Церквам. Разница происходит от того, что Константинопольский Патриархат не признает автокефалии Православной Церкви в Америке, которая была ей предоставлена Московским Патриархатом в 1970 г.
Диптихи – это сердце православного церковного протокола. Скажем, Грузинская Православная Церковь, отсчитывающая свою историю с V столетия, готова бороться до конца за более высокое место в диптихах.
Она никоим образом не может смириться с девятым местом, которое отводится ей в списках Константинопольского Патриархата и большинства других Поместных Православных Церквей. По словам митрополита Ахалкаци и Тао-Кларети Теодора, сказанным им в интервью агентству ENI, согласиться с этим, значит перечеркнуть всю свою историю. А вот в диптихах Русской Православной Церкви Грузинская Православная Церковь – шестая, и это – несмотря на напряженные российско-грузинские отношения.

Митрополит Теодор был среди представителей 14 Православных Поместных Церквей, собравшихся в конце февраля в православном центре Константинопольского Патриархата в Шамбези (Швейцария) в последней попытке сделать возможным созыв всеправославного собора. Однако встреча в Шамбези окончилась безрезультатно.
Консультации по поводу созыва пан-православного собора начались еще 70-х и шли постоянно, с перерывом на время падения коммунизма, пока Церкви осваивали новое пространство свободы и справлялись с юридическими проблемами.
Самая большая по числу верных Русская Православная Церковь нервно реагирует на любую попытку Константинопольского Патриарха, называемого также «Вселенским», играть в православном мире роль, хоть отдаленно напоминающую роль Папы Римского в католическом мире. И это – еще одна причина, почему предыдущий всеправославный собор состоялся аж в 787 г. и с тех пор Вселенских соборов не было.

Ныне и в Константинопольском, и в Московском Патриархате согласны с тем, что следует упростить выражение православными общей позиции и предоставление автокефалии тем или иным Поместным Церквам.
«Это точно, что в Католической Церкви прошел II Ватиканский Собор, разъяснивший много вопросов, — сказал в интервью агентству ENI митрополит Французский Эммануил, представлявший Вселенский Патриархат в Шамбези, — но мы не утверждаем, что раз такой собор был у католиков, то он непременно должен быть и у нас. В то же время я думаю, что все согласны относительно необходимости ясного и единодушного изложения учения нашей Церкви. Нельзя же готовиться целых 50 лет и в итоге не прийти ни к какому соглашению».
А протоиерей Николай Балашов, представлявший в Шамбези вместе с митрополитом Иларионом Алфеевым Русскую Православную Церковь, со своей стороны отметил, что заявления, которые делаются от лица всего Православия, не должны расцениваться как исключительная инициатива Константинопольского Патриарха. «Если Вселенский Патриарх говорит от имени других Церквей, он обязан прежде заручиться их согласием в ходе обмена мнениями», — сказал отец Николай. В частности, если Вселенский Патриарх подписывает Томос о предоставлении автокефалии какой-либо из Поместных Церквей, то, чтобы вступить в силу, он должен быть также подписан предстоятелями всех других Автокефальных Церквей. Кроме того, между Церквами так и не было достигнуто согласия о форме подписания подобных документов, что делает крайне затруднительным, если не вовсе невозможным, получение автокефалии кем-либо вообще.
Всё это еще раз иллюстрирует напряженность между Москвой и Константинополем. Спорные вопросы могут показаться внешнему наблюдателю незначительными, но они имеют большое символическое значение для бурной истории Православной Церкви. Так, скажем, Томос о даровании автокефалии Грузинской Церкви датируется XI веком, однако в XIII веке, в ходе войн с турками и персами, он исчез.

По словам протоиерея Балашова, в Московской Патриархии не имеют ничего против, чтобы подпись Константинопольского Патриарха под принятыми после общего обсуждения документами стояла первой, но полагают, что она не должна как-то существенно отличаться от подписей других Патриархов.
А вот архиепископ Вроцлавский и Щецинский Иеремия, представлявший Польскую Православную Церковь, и вовсе предостерег от подражания Риму в том, что касается декларирования «вселенской» позиции по вопросам политики, сексуальной этики или социальным проблемам. «Если каждая Поместная Церковь – это Единая, Вселенская и Апостольская Церковь, — сказал он агентству ENI, — это означает, что в ней пребывает благодать Божия, что ею движет Святой Дух, и Святой Дух подскажет Польской Церкви, Александрийской Церкви, Константинопольской Церкви, Российской Церкви, как действовать в данных условиях».

Перевод: Сибирская католическая газета

Print Friendly
vavicon
При использовании материалов сайта ссылка на «Сибирскую католическую газету» © обязательна