Владыка Иосиф Верт принял участие в международном семинаре для епископов

С 31 марта по 4 апреля 2014 г. Владыка , в числе 30-ти других епископов из стран Восточной Европы, принимал участие в организованном в Варшаве семинаре на тему «Управление кризисом». Об этой поездке сам Владыка любезно согласился нам рассказать, побывав в редакции «Сибирской Католической Газеты»:

Нас, участников семинара, епископов из стран Восточной и Центральной Европы, было 30 человек, и, пожалуй, никто из нас, отправляясь в путь, не представлял себе точно, о чем пойдет речь. На самом деле название семинара «Управление кризисом» следует понимать в смысле «как справляться с кризисом». В мире и в Церкви много кризисов, и как вести себя, как поступать в этих кризисах – это и была тема семинара.

В первый же день прозвучал доклад председателя Подкомиссии Конференции католических епископов США по содействию Католической Церкви в Восточной и Центральной Европе Его Высокопреосвященства Блэйза Дж. Купиха, посвященный наиболее болезненной для католического мира проблеме последних лет – проблеме педофилии. Именно Америка первой столкнулась с этой проблемой лет 12 назад. И там Церковь очень много работала над этой проблемой, разработала очень серьезную программу, и сегодня Католическая Церковь в Америке имеет больший авторитет, больше доверия как среди собственных верных, так и в обществе в целом, чем до этого кризиса. В прошедшем году имело место лишь четыре подобных случая, да и то происшедших много лет назад.
На самом деле, проблема педофилии – не американская, немецкая или ирландская, она даже не специфически церковная. Она – всемирная и, к сожалению, наибольшее число таких случаев имеет место в собственных семьях, но Церковь со своей стороны должна сделать всё возможное, чтобы свести к минимуму риск подобных явлений.
Хуже всего, что епископы поначалу не понимали всей опасности этого явления и не принимали действенных мер, скрывали факты, переводили священников в другие приходы, защищая тем самым неправильно понимаемую «репутацию Церкви». На самом деле в подобных случаях необходима полная прозрачность. На вопрос из зала докладчик ответил, что если на какого-то священника поступает жалоба, то он должен быть немедленно отстранен от служения на период расследования, до выяснения всех обстоятельств, однако жалоба должна исходить либо от потерпевшего лица, либо от родителей, если речь идет о ребенке, анонимных же жалоб рассматривать не следует.

Обсуждались и другие проблемы, которые, может быть, больше касаются Запада, но которыми и мы рано или поздно можем быть затронуты. Это разного рода скандалы вокруг Церкви. Часто эти скандалы специально раздуваются масс-медиа, так что из мухи делают слона. Однако же обычно бывает и реальный повод говорить об этом, поданный некоторыми людьми в Церкви. Это касается того же «педофильского скандала», несомненно, раздутого медиа. Или недавнего скандала в одной из германских епархий, где был построен дом епископа, расходы на возведение которого оказались много больше указанных в первоначальной смете. Ответственность пришлось понести молодому епископу, который недавно был назначен ординарием, когда строительство уже началось, однако же именно при нем оно было завершено и при нем были сделаны эти незапланированные траты.
Вообще, наиболее распространенные претензии к Церкви в католическом мире укладываются в три пункта: Папа Римский недостаточно активно боролся с педофилией или вовсе с ней не боролся; в Африке люди умирают от голода, а Церковь запрещает контрацептивы; Церковь способствует приумножению в мире страданий, поскольку выступает против эвтаназии

Мы говорили о том, как следует вести себя в ходе различных скандалов, как правильно выступать в масс-медиа, которые в таких случаях обычно приходят к церковным иерархам, хотят знать их мнение. В этих случаях уход в «глухую оборону», желание любой ценой оправдываться – это не самая лучшая реакция. Так, например, в упомянутой проблеме с педофилией нужно иметь в виду не свои собственные удобства и не ложно понятое «благо Церкви», а благо пережившей насилие жертвы. И если мы будем так смотреть на эту проблему, то это будет по-христиански правильно (вероятно, Сам Иисус Христос так же смотрел бы на это), но, кроме того, в конечном итоге это самый эффективный с практической точки зрения образ действий. Именно это доказывает уже приведенный мною пример Католической Церкви в США, которая теперь имеет больший авторитет, чем до кризиса.
С другой стороны, важно также не поддаваться внешнему давлению. Например, когда впервые возник «педофильский скандал» в США, в Денвере собралось 300 епископов и 200 журналистов и, разумеется, было давление: вместо подлинно-церковного обсуждения проблемы, существовало искушение говорить то, что эти 200 журналистов ожидают услышать.
Вместе с тем, нельзя допускать предубеждений по отношению к , негативного к ним отношения. Даже по видимости враждебные Церкви медиа выполняют некую полезную функцию. Но если управляют деньги, то Церковью должно управлять Евангелие.
Архиепископ Купих сравнил мир наших эмоций со слоном (нечто огромное), а разум – с погонщиком этого слона (некто очень маленький, но от которого всё и зависит). Всё это прямо касается отношений иерархов Церкви с прессой.

Есть три категории людей, которые так или иначе интересуются темой связанных с Церковью скандалов. Во-первых, это сами верующие, которые, даже несмотря на появление соблазнов, всё же сохранят верность Церкви. Во-вторых, это весьма далекие от Церкви люди (их чаще всего можно встретить в соцсетях), для которых главное – посмаковать «жареные факты». И, наконец, это колеблющиеся люди, которые, возможно, стоят на пороге веры. И честность Церкви перед лицом скандалов, полная прозрачность в их расследовании, как раз и может помочь приобрести их души для Христа.

Другая важная сторона работы семинара была обусловлена тем, что епископ сегодня является публичной фигурой, он неизбежно имеет дело с масс-медиа, с телевидением. А это значит, что нужно уметь правильно держать себя перед камерой. Этому вопросу были посвящены специальные тренинги, которые продолжались два дня. Они назывались «Мастер-класс перед объективом камеры». Одну из групп возглавлял очень известный в Польше режиссер Гжегож Козак. Я, правда, попал в другую группу, под руководством отца-иезуита Артура Колодзейчика, также весьма известного специалиста в сфере католического телевидения.

Важнейший момент таких семинаров или конференций для меня лично – это возможность и общения с моими собратьями во епископстве из других стран. Такие дают возможность обмена опытом, собственного духовного обогащения через знакомство с другими традициями, что всегда приносит обильный плод. Например, на этом семинаре я получил возможность пообщаться с епископами из Литвы, в которой когда-то закончил духовную семинарию, а такой возможности у меня не было довольно давно. Из Литвы было три молодых епископа. Также среди участников семинара были епископы из стран СНГ (Украины, Латвии, Казахстана, Белоруссии, Молдавии, Армении) и стран бывшего «социалистического лагеря» (Венгрии, Румынии, Словакии, Словении, Хорватии). Был хорошо нам знакомый бывший архиепископ из Москвы, а ныне – архиепископ Минско-Могилевский Тадеуш Кондрусевич.

Моя поездка была очень значимой еще и в том плане, что прежде мне не так часто доводилось бывать в Польше, а ведь это – католическая страна, которая, пожалуй, больше других помогала российским католикам все эти 23 года: помогала, прежде всего, не материально, а своими кадрами. Ведь в России, не исключая и нашей епархии, служит больше всего польских священников. Я посетил три польские епархии в обществе благочинного нашего Западно-Сибирского деканата, который был организатором этой поездки и сопровождал меня на всём продолжении пути.
Первой была его родная епархия Седлице, откуда родом как раз очень много священников, которые служили раньше или еще служат у нас в Сибири. Я посетил Епархиальную курию, где встретился с епископом, и семинарию, где имел возможность общения с семинаристами. А также коротко заехал «на чай» к о. Казимиру Юзьвику, который очень долго служил в нашей епархии, а в последние годы был настоятелем прихода в Ишиме. Ныне он является настоятелем небольшого сельского прихода, его ситуация совсем иная.
Затем я посетил Кошалинскую епархию. Кошалин – известный в Польше курорт на берегу Балтийского моря. А нам этот город известен тем, что здесь, в местной епархиальной семинарии учится один наш воспитанник. Я поблагодарил епископа и руководство семинарии за предоставленную ему возможность безвозмездной учебы. Я спросил, не должны ли мы оплачивать его пребывание, на что ректор семинарии дал весьма великодушный, возможный, наверное, только у славян ответ: «Там где живут пятьдесят семинаристов, может прокормиться и пятьдесят первый». В Германии едва ли можно было услышать подобный ответ: там, если на 50 человек рассчитан бюджет, скажем, в 500 тыс., то, чтобы взять пятьдесят первого воспитанника, потребовалось бы официальное увеличение бюджета до 510 тыс.
В заключение своей поездки я побывал в Радомской епархии, где также посетил семинарию. Хочу отметить исключительно сердечный, радушный прием со стороны всех епископов и ректоров семинарий.

Нужно отметить, что все семинарии, в которых я побывал, были построены в конце 80-х – начале 90-х годов. Так семинарию в Седлице освятил Папа Иоанн Павел II во время своего визита в Польшу в 1992 г. В то время в Польше было очень много священнических призваний: играл роль «фактор польского Папы». Это была постоянная тенденция, начиная с года выбора кардинала Войтылы на Святой Престол и вплоть до начала XXI века. На момент строительства этих зданий семинаристов были сотни (например, в одной небольшой Радомской епархии в семинарии обучалось 180 человек), а потому и здания строились большие. Теперь количество призваний несколько снизилось, и семинарские здания частично используются для других целей: в них живут священники на покое, проходят духовные упражнения, другие епархиальные мероприятия…

Выступая перед семинаристами, я рассказывал им о ситуации в Католической Церкви в России, в Сибири, о том, какую нужду в священниках мы испытываем. Очень надеюсь, что кто-то из них со временем может почувствовать призвание к служению в России…

Сибирская католическая газета

Print Friendly
vavicon
При использовании материалов сайта ссылка на «Сибирскую католическую газету» © обязательна