Винсент Л. Бас: «Великодушие американских католиков на самом деле огромно»
20 апреля 2015 года господин Винсент Л. Бас, вице-директор Бюро Конференции католических епископов США по делам помощи Церкви в Центральной и Восточной Европе, во второй раз побывал в Курии Преображенской епархии в Новосибирске. Как и два года назад, он нашел время, чтобы зайти в редакцию «Сибирской Католической Газеты» и ответить на несколько наших вопросов…
— Вам теперь есть с чем сравнивать. Ведь Вы уже были у нас два года назад, и можете заметить происшедшие изменения в России и в Сибири…
— Дело в том, что я приехал только сегодня утром, а потому увидеть успел мало.
— А в чем состоит цель Вашего нынешнего приезда? Это, как я понимаю, нечто вроде инспекции тех программ, на которые выделяет средства ваш Фонд? Или есть еще какие-то цели?
— Я могу сказать, что моя работа – это работа в офисе в Вашингтоне, но также и посещение регионов, за которые мы отвечаем. Ежегодно я совершаю порядка шести поездок в разные общины в разных странах. И по этому случаю обычно имею встречи с епископами, с нунцием, если есть такая возможность, и с верными мирянами. И этот мой визит – уже четвертая поездка в этом году. Частью нынешнего путешествия стало посещение Церкви в Грузии. Очень интересная ситуация складывается в Грузии, Армении, Азербайджане. Там очень мало католиков и самое большее, что делает Католическая Церковь в этих странах, – ведет работу через организации подобные Каритас. Это служение Церкви через дела милосердия. В Грузии большинство населения – православные. И Католическая Церковь не делает различия между людьми, которые получают помощь от Каритас, православные они или католики. Фонд Каритас выступает там с различными инициативами. Например, под его патронатом действуют поликлиники, где пожилые люди могут получить медицинскую помощь. Или аптечные пункты, где можно получить бесплатные лекарства. Или центры помощи детям из малоимущих и социально неблагополучных семей. Евангелие Иисуса – это, несомненно, «социальное Евангелие», в центре которого всегда стоит человек. И Католическая Церковь своим служением дает свидетельство этому Евангелию и, тем самым, вписывается в контекст жизни собственной страны.
Я в последний раз был в Грузии четыре года назад и просто обязан был посетить ее нынче. А поскольку поездка в Грузию стояла, таким образом, в моих планах, то встал вопрос и о посещении каких-то других стран. Всего мы обслуживаем 28 стран, а столь дальняя поездка из Америки в Европу не может длиться всего 2-3 дня. Следует взглянуть на график еще и с логистической точки зрения, чтобы оптимизировать дорожные расходы. Так было принято решение приехать в Новосибирск, чтобы провести здесь консультации с правящим епископом, а потом посетить город Томск, чтобы узнать, как там обстоят дела с католической гимназией. Как я уже отмечал два года назад, в моем прежнем интервью, этот аспект служения Католической Церкви в России, через образование, мы считаем очень важным. Католических школ в Сибири немного: одну, начальную, курируют в Новосибирске отцы-францисканцы, а другая, средняя общеобразовательная, находится в Томске. За прошедшие с моего последнего визита два года там кое-что поменялось: в частности, за школу отвечает уже не епархия, а Общество Иисуса (Орден иезуитов).
Главная цель визита – консультации с епископом и экономом епархии. А цель проводимых консультаций – узнать: каковы потребности епархии. Целью моего визита, поэтому, не является инспекция. Также и в Томске мы проведем консультации с директором гимназии о. Штефаном Липке, SJ, чтобы узнать их потребности.
— А Ваша поездка в Грузию состоится после посещения Новосибирска и Томска?
— Я уже провел в Грузии несколько дней и собираюсь поехать туда еще на один день. Я поделил свою поездку в Грузию на две части с учетом расписания удобных для меня авиарейсов. В Грузии мне предстоит итоговая встреча с Апостольским администратором, а в субботу я уже возвращаюсь в Вашингтон.
— Как я понимаю, ваш Фонд существует на пожертвования. Насколько современные американские католики готовы жертвовать для помощи Церкви в том регионе, за который Вы отвечаете (Восточная Европа, Россия)? И насколько нынешняя экономическая, политическая ситуация способствует или, наоборот, не способствует такой помощи?
— И в самом деле, все без исключения средства, которые мы можем выделить для поддержки различных проектов в восточноевропейском регионе, – это исключительно средства сборов, которые проводятся в конкретных приходских церквях Америки. Никаких других источников нет. И на протяжении уже многих лет (а если вашему изданию 20, то нашему Фонду – 25 лет) наш годовой бюджет держится примерно на одном и том же уровне. Другое дело, что покупательная способность доллара в прошлом была выше, чем сегодня. Но щедрость американских католиков по-прежнему остается на высоком уровне. Притом, что наше Бюро – отнюдь не единственная организация такого типа при Конференции католических епископов США. Например, существует аналогичное Бюро ответственное за помощь католикам в Латинской Америке, а несколько лет назад было учреждено Бюро помощи Католической Церкви в Африке. Еще существует Бюро, которое поддерживает миссионерские епархии на территории самих Соединенных Штатов. А следует подчеркнуть, что 60% епархий в США – это именно миссионерские епархии, в которых мало католиков и Церковь там испытывает серьезную нужду.
И все перечисленные организации, чей бюджет сравним с нашим, также существуют исключительно на пожертвования рядовых американских католиков. Приведу пример: когда произошло землетрясение на Гаити, повлекшее страшные разрушения, Конференция епископов США назначила конкретное воскресенье, когда должен был быть проведен сбор в помощь Церкви и обществу Гаити, и только за одно это воскресенье было собрано 80 миллионов долларов. Можно с полным основанием утверждать, что великодушие американских католиков на самом деле огромно.
Мы помогаем вам и еще кому-то, во-первых, в сознании того, что мы имеем больше, но также и в сознании того, что помогаем не чужим, а «своим» людям, что мы – подлинно члены единой Вселенской Церкви.
— Ваш Фонд существует уже 25 лет. Наверняка, у вас есть своя аналитическая группа или отдел. Замечают ли эксперты какую-то изменяющуюся тенденцию в распределении денежных потоков? Отличается она от той, что была 10, 5 лет назад? 2 года назад?
— Конкретика помощи католикам всех 28-ми стран, за которую отвечает наше Бюро, на сегодняшний день определяется финансовой стабильностью Католической Церкви в данной стране. Естественно 25 лет назад, сразу после падения коммунизма, основная часть помощи была направлена на физическое восстановление или воссоздание структур. Но с течением времени эти структуры были восстановлены частично или полностью. В связи с этим в некоторых странах мы продолжаем оказывать помощь в восстановлении подобных структур, но в целом тенденция теперь такова, что основные инвестиции делаются в человеческий капитал. Я имею в виду школы, а в некоторых странах – и университеты. Значительную часть нашей помощи, а это около 10%, составляют образовательные и научные стипендии. Мы, по преимуществу, финансируем научные работы на уровне докторских диссертаций. И позднее эти студенты, священники, монашествующие, миряне, возвращаются в свои страны, где занимают видное место в структурах своих пометных Церквей, становятся там лидерами. А с последнего года нами начали проводиться курсы для епископов, для высшей иерархии, и это тоже инвестиции в человеческий капитал. Еще одна значительная часть нашей помощи предназначена для поддержки социальных проектов. Таковы основные аспекты нашей деятельности на сегодняшний день. Сюда еще можно добавить расходы на поддержку католического воспитания, евангелизации…
Возвращаясь к ранее заданному вопросу, легче или труднее стало добывать средства, то я не вижу здесь особого различия, но, с другой стороны, например, в случае конфликта на Украине, когда страдает Церковь, страдают люди, пожертвования могут стать более щедрыми. Вот теперь продолжается конфликт на Донбассе, и полгода назад в одном только Харькове было полмиллиона беженцев. Католическая Церковь мгновенно отреагировала на эту ситуацию, и с помощью нашего Фонда, как и ряда других благотворительных организаций, в этом городе был организован Центр помощи беженцам недалеко от Кафедрального собора. Люди могли прийти туда, получить пищу, одежду, даже переночевать.
— Вот мы коснулись очень трудной и болезненной темы Украины. Насколько я знаю, есть католики и в Крыму, ординарием которых является епископ Яцек Пыль. Оказывается ли вами помощь католикам Крыма?
— Непосредственно – нет. Ситуация там теперь очень сложная. Они вынуждены заново регистрировать свои приходы. А, между тем, Одесско-Симферопольская епархия остается единой и принадлежит территории Украины. Мы не направляем помощь прямо в Крым по своей инициативе, но если епископ из Крыма обратится к нам с конкретной просьбой, мы ее рассмотрим.
— Осенью предстоит визит Папы Франциска в США, Всемирная встреча семей в Филадельфии. Как американские католики готовятся к этим событиям?
— Все они очень хотят, чтобы Папа Франциск приехал в Америку. Предыдущие Папы, Иоанн Павел II, Бенедикт XVI, посещали США с пастырскими визитами. Тем более ждут Франциска, который сам является уроженцем Американского континента. И очень хорошо, что его визит предназначается не только для американских католиков. Всемирная встреча семей – это всемирный форум, как указывает само ее название. Приедут католики со всего мира, и американские католики гордятся, что Святой Отец будет среди них.
— Известны слова Святого Отца, что Церковь должна быть бедной, идти к бедным, что она «должна пропахнуть запахом своих овец». Папа Франциск всегда находит какие-то болевые точки и выражает свою позицию, нравственную позицию, прежде всего. Существуют ли в Америке проблемы, на которые американские католики хотели бы обратить внимание понтифика?
— Я полагаю, что послание Папы важно для всей Церкви и всего человечества, а для Америки – как части Вселенской Церкви и человечества. Основные направления этого понтификата, которые уже стали очевидны после двух лет его продолжения, – это больший акцент на социальные проекты, разумеется, при сохранении всего объема усилий в области евангелизации и воспитания верных. Я хочу привести пример из жизни своего прихода. Он двуязычен: английский и испанский. Испанская его часть складывается, главным образом, из иммигрантов Латинской Америки. Мне кажется, что откликом на позицию Папы станет большее гостеприимство коренных американцев. Латиноамериканцы имеют у нас свою испаноязычную литургию, но самое торжественное богослужение в году – Рождественская вигилия – служится и по-английски, и по-испански, чтобы все могли в ней участвовать на равных. Еще один аспект: в нашем приходе есть более зажиточные и менее зажиточные, а то и просто нуждающиеся верные. Мы организовали кассу взаимопомощи, которая обслуживает срочные потребности. Особенной популярностью она пользуется зимой. Деньги, которые прихожане жертвуют в этот фонд, затем распределяются среди семей наших верных, которые потеряли работу или сильно поиздержались за время болезни, а потому не в состоянии оплатить коммунальные услуги, электроэнергию или газ. И даже если наши прихожане щедро жертвуют в этот фонд, нередко он бывает исчерпанным уже на третий день нового месяца. Третий момент той же каритативной деятельности в нашем приходе: ежемесячно в первое воскресенье месяца верных призывают приносить в храм продукты длительного срока хранения, типа круп, макарон, консервов, растительного масла… Эти продукты отправляются в банк питания, которым занимаются уже государственные службы, а из него подкармливаются самые бедные члены нашего общества. В прошлом году мы собрали почти 30 тонн продуктов питания, а это серьезная помощь.
— Какова самая серьезная проблема, стоящая ныне перед американскими католиками, перед Церковью в Америке?
— Это сложный вопрос. Сложный вопрос, потому что, как мы уже говорили, Церковь является Вселенской, что подразумевает, в числе прочего, и ее неоднородность. Вот мы помогаем поместным Церквам в пост-коммунистическом мире, но и в самой Америке в Церкви достаточно контрастов. Есть разные церковные движения, очень активные католики и менее активные, консервативные католики и более либеральные… Вот поэтому трудно ответить на вопрос о главных проблемах и главных тенденциях. В каждой из отдельных групп это что-то свое.
— А что бы Вы хотели пожелать русским католикам?
— Самое важное, чтобы Церковь в России возрастала, и не только в смысле увеличения числа католиков, но чтобы возрастало сознательное переживание веры. И если переживание веры будет возрастать и углубляться, то свидетельство жизни, которое русские католики дадут своему окружению, станет главным и лучшим моментом евангелизации. Еще хотел бы пожелать побольше местных призваний, чтобы Католическую Церковь воспринимали в России не как «Римскую», чужую, а как «свою» или «нашу».
Материал подготовили А. Эльмусов и В. Дегтярёв