В Ватикане прошла презентация Апостольского обращения (Адхортации) о Слове Божьем
В четверг 11 ноября в Ватикане прошла презентация Апостольского обращения Папы Бенедикта XVI, составленного по итогам XII Очередной Сессии Синода Епископов, состоявшейся два года назад, в октябре 2008 г. Этот документ был подписан понтификом еще 30 сентября, в день памяти переводчика и великого комментатора Библии, одного из Отцов Церкви св. Иеронима Стридонского, который ныне считается небесным покровителем всех ученых-библеистов. Первым предложением Апостольского обращения является цитата из Первого Послания Апостола Петра, в свою очередь восходящая к Книге пророка Исаии: «Verbum Domini manet in aeternum» – «Слово Господне пребывает вовек». О содержании адхортации «Verbum Domini. О Слове Божьем в жизни и миссии Церкви» рассказал на пресс-конференции генеральный секретарь Синода Епископов архиепископ Никола Этерович.
Апостольское обращение «Verbum Domini» содержит многочисленные цитаты из прежних документов Священного Учительства Церкви, касающихся Слова Божьего. Это документы II Ватиканского Собора, библейские энциклики ряда Римских Пап, высказывания Пап послесоборного периода. Приводятся и обширные фрагменты из инструкций Папской Библейской комиссии. Это учреждение обладает лишь совещательным голосом, а потому ее постановления, строго говоря, не относятся к Magisterium. Однако, будучи процитированы в Папском документе, они всё же приобретают такой статус.
Архиепископ Этерович обратил внимание на тот факт, что многие идеи «Verbum Domini» были впервые высказаны и сформулированы самим Бенедиктом XVI. «Необходимо подчеркнуть большой личный вклад Святого Отца в подводящее итоги Синода Апостольское обращение, — сказал генеральный секретарь этого органа. – В обращении представлено его богатое содержанием учение о Слове Божием… Кроме его выступления 14 октября 2008 г. на пленарной сессии, выслушанного отцами Синода и использованного в “Verbum Domini”, весьма содержательными были и его проповеди в начале и при завершении работы Синода. Приняв во внимание многочисленные цитаты и ссылки на учение Его Святейшества, мы должны констатировать квалифицированный вклад Римского Епископа в синодальные дискуссии, который получил дальнейшее развитие в “Dei Verbum”. Всё это в очередной раз свидетельствует о приоритете Слова Божия для текущего понтификата. С этой точки зрения Бенедикта XVI можно назвать “Папой Слова Божия”».
Апостольское обращение «Verbum Domini» – это обширный 200-страничный текст, состоящий из трех частей. Первая часть озаглавлена «Verbum Dei» – «Слово Божие». В ней показано, что человек с его проблемами небезразличен Богу. Бог обращается к человеку, открывается ему в Иисусе Христе. Христианство – это не «религия святой книги», а религия Воплощенного Слова. Но чтобы принять это Слово, необходимо вдохновленное Святым Духом Священное Писание. Человек призван принять его верой в общине Церкви, в контексте всей церковной традиции. Здесь же затрагиваются проблемы герменевтики или интерпретации Священного Писания в лоне Церкви. Папа предостерегает от соблазна противопоставить историко-филологическую экзегезу богословию, как и от соблазна фундаменталистской интерпретации Священного Писания. Библия, по выражению II Ватиканского Собора, должна стать «душой теологии».
Вторая часть имеет заголовок «Verbum in Ecclesia» – «Слово в Церкви» и посвящена пастырским проблемам. В ней выявлена роль Слова в жизни церковной общины, причем больше всего внимания уделяется литургии. Подчеркнуты значение сосредоточенного и безмолвного вслушивания в Слово, роль проповеди, порученной духовным лицам. Предписано в скором времени издать специальное гомилитическое руководство. Подчеркнута полезность Литургии слова, особенно при проведении Евхаристических Конгрессов или Всемирных Дней Молодежи, а также в случаях отсутствия на воскресном собрании священника. Сознательное участие в Литургии слова – это лучшая подготовка к принятию таинства Евхаристии.
Папа также отмечает важность торжественного провозглашения слова Господня, сопровождаемого элементами обрядности, такими как процессия с Евангелием или пение Евангелия. Он обращает внимание и на такие вопросы как акустика в храме и художественное оформление амвона. Святой Отец специально упомянул о верующих, имеющих дефекты зрения или слуха. Необходимо сделать всё возможное, чтобы облегчить им контакт со Словом Бога.
Говоря о литургической музыке, понтифик призвал отдавать предпочтение песнопениям, имеющим библейское вдохновение и освященным древней традицией, а потому выражающим богатство Слова в гармонии мелодии и слов. «Здесь я прежде всего вспоминаю о значимости григорианского хорала», — добавил он.
Размышляя далее о методике библейской катехезы, Бенедикт XVI подчеркнул, что необходимо так знакомить с Библией верных, чтобы это было согласно с верой Церкви. То же касается и малых общин. Если же это условие не соблюдается, может возникнуть «экклезиологическая пустота», которую рано или поздно заполнят секты.
Святой Отец остановился на той роли, которую должно играть Слово Божие в жизни различных категорий верных.
Что касается клириков, то «епископы, священники и диаконы едва ли могут надеяться сохранить верность своей миссии и призванию без полного и постоянно обновляемого освящения, одним из столпов которого является диалог со Словом Божиим».
Священник «должен приближаться к Слову с сердцем, исполненным послушания и благоговения, так чтобы оно смогло глубоко проникнуть в его мысли и чувства и даровать ему новое видение».
Постоянным диаконам рекомендуется «окормлять себя исполненным веры чтением Священного Писания, сопровождаемым размышлением и молитвой».
И «тех, кто только еще стремится к духовному званию, должны связывать глубокие отношения со Словом Господним, особенно читаемым во время литургии. Из этих отношений они будут черпать верность своему призванию».
Между научным изучением и молитвенным прочтением Писания должна существовать гармония, и в таком духе необходимо воспитывать семинаристов.
Лица посвященной Богу жизни призваны «своей жизнью, полной молитвы, внимательного вслушивания в Слово Божие и размышления о нем, показать всем нам, что человек живет не хлебом единым, а всяким словом, исходящим из уст Божиих».
Огромное значение чтение Слова имеет и для верующих супругов, и для молодежи. Именно Слово Божие раскрывает нам высочайшее достоинство брака, вписанное в человеческую природу изначально, но подвергающееся стольким нападкам в современной культуре. На христианских родителях лежит обязанность показать своим детям пример жизни во Христе и стать для них первыми возвещателями Слова Божия.
В третьей части Апостольского обращения под названием «Verbum mundo» – «Слово миру» речь идет о миссионерском задании Церкви возвещать Слово Божие миру. В этом контексте рассматриваются проблемы диалога с иными культурами и религиями. Папа призывает активно включиться в дело созидания прочного мира между исповедниками разных религий, между различными народами, но также вспоминает и о судьбе гонимых за веру христиан. В связи с этим возникает требование реального обеспечения свободы совести и так необходимой сегодня новой евангелизации.
Перевод: Сибирская католическая газета