В Ватикане обсудят этические проблемы робототехники

В Ватикане обсудят этические проблемы робототехники

В Зале печати Ватикана состоялась презентация предстоящей генеральной ассамблеи Папской академии защиты жизни: она состоится с 25 по 27 февраля на тему «Робоэтика. Люди, машины и здоровье». Подробности — Ольга Сакун (Град ).


Тему ассамблеи проиллюстрировали священник Третьего регулярного францисканского ордена отец Паоло Бенанти, преподаватель нравственного богословия и этики технологий в Папском Григорианском университете, и Лаура Палаццани, доцент био-юриспруденции и философии права в Свободном университете Успения Пресвятой Богородицы (LUMSA).

«Мы в состоянии строить машины, которые могут принимать автономные решения и сосуществовать с человеком», — отметил Паоло Бенанти, приведя в пример беспилотные автомобили, радиохирургию и роботов, использующихся на фабриках. Искусственный интеллект проникает повсюду, и это порождает «крайне деликатные вызовы для современного общества, в котором важнейшим параметром является не интеллект, а нехватка времени для принятия решений; таким образом, когнитивные машины вызывают большой интерес». Угроза, исходящая от развития робототехники, подчеркнул священник, связана не с искусственным интеллектом, а с незнанием этих технологий и с тем, что решения по их применению принимаются совершенно неподготовленным правящим классом».

Робототехника достигла необычайного прогресса, подчеркнула со своей стороны Лаура Палаццани, отметив, что «механические и статические, пассивные, монотонные объекты-исполнители» превратились в «автономные центры, способные двигаться и взаимодействовать с окружающей средой, обладающие способностью усваивать и приспосабливаться, способностью к восприятию, анализу, рассуждению, решению и самовыражению». В свете этих достижений международные организации, разрабатывающие этические критерии в области робототехники, обращают внимание на такие аспекты, как защита физической неприкосновенности и достоинства человека; равновесие между рисками и пользой от проектирования и применения роботов; недостатки так называемой «автономии» искусственного интеллекта; проблемы взаимодействия человека и робота, с особым вниманием к риску замены и обесценивания незаменимых человеческих способностей, а также к риску технической и психологической зависимости от машин; правовая ответственность различных агентов – создателя, проектировщика, дизайнера, продавца и пользователя; и, наконец, информирование и обучение граждан посредством демократического продвижения общественных дебатов.


Источник: Vatican News

Print Friendly
vavicon
При использовании материалов сайта ссылка на «Сибирскую католическую газету» © обязательна