В Санкт-Петербурге состоялся Всероссийский конгресс по катехуменату

В Санкт-Петербурге состоялся Всероссийский конгресс «Путь к пасхальной тайне веры». В течение четырех дней, с 29 января по 1 февраля с.г., более 70 представителей четырех российских католических епархий – священники, монашествующие, миряне-катехизаторы – в общении и молитве размышляли о путях обновления своего служения, касающегося помощи людям, желающим воцерковиться.

Начало

Начиная работу конгресса, епископ Кирилл Климович, председатель Комиссии по катехизации при Конференции католических епископов России, отметил, что Католическая Церковь в России вступает в период духовной зрелости, когда она может, пользуясь плодами и опытом других стран, сама стать источником новых идей и опыта, полезных как для нее самой, так и для христианского мира. Наше время, как отметил Владыка Кирилл, требует от нас не только активизации катехетической работы, но переосмысления самого понятия катехумената, чтобы он был способен дать ответы на вопросы современного мира.

Участникам Конгресса направил приветственное послание архиепископ Павел Пецци. От лица ректора Санкт-Петербургских духовных школ епископа Гатчинского Амвросия участников также приветствовал протоиерей Владимир Федоров, руководитель Православного института миссиологии, экуменизма и новых религиозных движений. Отметив, что именно в области катехизации можно увидеть глубокое взаимодействие восточной и западной христианских традиций, он выразил надежду, что результаты работы этого Конгресса станут помощью в катехизаторской деятельности в том числе и для Православной Церкви.

Центральной темой Конгресса стало углубленное размышление над «Чином христианского посвящения взрослых» через знакомство с конкретным опытом устройства катехетической работы Католической Церкви во Франции. Главным «гидом» в этом знакомстве был о. Люк Мелле, который с 2008 года является директором Центра катехизации при Конференции епископов Франции, автор многочисленных статей о мистагогии, катезизации и катехуменате.

В начале работы представители епархий дали общую картину жизни поместных Церквей, обрисовали ситуацию с катехизацией, обозначили характерные проблемы и наработанные инструменты, помогающие вхождению в церковную общину. Среди других трудностей, с которыми постоянно приходится сталкиваться в ходе катехизации, было названо непонимание со стороны кандидатов того, почему этот процесс требует столь долгого времени.

Именно этой теме о. Люк уделил особое внимание в своем первом докладе, посвященном этапам катехумената. Чтобы стать христианином, сказал он, нужно время. Путь, описанный в «Чине христианского посвящения взрослых», должен занимать 2-3 года. Почему? Потому что недостаточно принимать участие в обрядах и церемониях, недостаточно узнать основы веры. Главное – пережить решающую встречу с Христом, способную перевернуть жизнь человека. Поэтому катехуменат – это подготовка не столько к Крещению, сколько к новой жизни во Христе, которая должна опираться на опыт обращения и действия благодати, внутреннего освобождения, реальных изменений в сознании и поведении. Длительность помогает подлинности этого пути, способствует действию благодати.
«Многим это время кажется слишком долгим, однако оно никогда не бывает напрасным, потому что это, по сути, время рождения», — сказал французский священник. «У приходящих в Церковь возникает желание ускорить процесс. Во Франции просящие о Крещении тоже уверены, что получат его через два месяца. Как объяснить? Я не думаю, что здесь на самом деле нужно что-то объяснять. Нужно предложить вместе пройти путь. Нужно попробовать предложить сделать то, что люди делают, собираясь в дальний путь: проверить, всё ли мы взяли: еду, рюкзак, ботинки… Мы должны вместе внимательно изучить карту: каким будет наш маршрут? Вот как об этом нужно говорить… Кроме того, Церкви нужно не только открыть двери, но и самой приготовиться к приходу новых членов, и на это тоже требуется время».

Также в первый день работы Конгресса его участники работали в малых группах, обсуждая документ Катехетической комиссии Конференции епископов Франции «Идём в сердце нашей веры» и обмениваясь опытом практического применения норм «Чина христианского посвящения взрослых». В этой связи прозвучали свидетельства о работе с катехуменами в приходе Святой Екатерины Александрийской в Санкт-Петербурге и в епархии Святого Климента в Саратове.

Второй день начался с обсуждения в малых группах роли Слова Божьего в процессе катехумената в свете Литургии Слова Навечерия Пасхи, чтения которой как бы иллюстрируют в миниатюре всю Историю Спасения. Каковы ситуации церковной и повседневной жизни, когда Слово звучит с особой силой, каким образом можно помочь человеку услышать и реализовать его в своей жизни – об этом в течение всего дня и размышляли участники, делясь личным опытом и практикой работы в своих приходах и общинах.

длинной в 300 лет: история

Среди других проблем, часто возникающих в связи с процессом катехизации, – подозрение, что длительный катехуменат является новейшим изобретением, не соответствует древней традиции Церкви. Доклад о. Мариано Седано, CMF, посвященный обзору истории развития катехумената, был призван дать ответ, в частности, и на этот вопрос.

Как отметил о. Мариано, Церковь почти сразу осознала, что слову нужно время, чтобы прорасти, и этот процесс нуждается в проверке. Особым поводом для глубокого понимания этой истины стала эпоха гонений III века. Возникшие во II веке и на востоке, и на западе катехетические школы стали столь влиятельны, что именно они стали объектом гонений: в мартирологах мы видим имена главным образом катехуменов и катехизаторов – Перпетуя и Фелицитата, или Леонид, отец Оригена, – именно они были целенаправленным объектом гонений. Однако множество христиан, в том числе и среди духовенства, не устояли перед испытанием, и Церковь пришла к выводу: существующая подготовка недостаточна. И это значит, что катехуменат нужно укреплять. «Появляется список профессий, неприемлемых для катехуменов: скульптор, актер, гладиатор, преподаватель, солдат – всё это профессии, связанные с язычеством, культом, и от человека требуется с самого начала принять решение – либо “да”, либо “нет”», — подчеркнул отец Мариано. «За двумя-тремя годами подготовки следовал экзамен перед епископом. И речь шла не только о знаниях и нравах, но также и об участии в делах милосердия: посещал ли больных, помогал ли вдовам и т.д.»

Ситуация совершенно изменилась после того, как христианство стало государственной религией, и с началом евангелизации новых народов. «Евангелизация теперь происходит совершенно иначе: миссионеры уже не говорят со всеми, они говорят с вождем, князем. Если он крестится – крестятся все. Схема меняется: сначала Крещение, а потом уже катехизация – только длится она уже не 3 года, а 300 лет, которые потребовались, чтобы эти народы решили, наконец, стать христианскими».
И хотя в контексте евангелизации Америки и Азии богословы настаивали на том, что подготовка к Крещению должна иметь место, теория и практика, как это нередко бывает, в этом вопросе разошлись. По сути катехуменат возвращается только в эпоху евангелизации Африки, в XIX веке, и по-настоящему, – уже в веке XX-м, когда пришло осознание того, что Европа превратилась в дехристианизированный континент. II Ватиканский Собор инициировал многочисленные начинания в области катехизации, и подчеркнул, что катехуменат «предполагает не просто изложение догматов и предписаний, но и наставления во всей полноте христианской жизни, а также достаточно продолжительный испытательный срок: благодаря всему этому ученики соединяются со Христом, своим Учителем» (Декрет о миссионерской деятельности Церкви Ad gentes, 14).

Во второй день работы Конгресса к его работе присоединился Апостольский Нунций в Российской Федерации архиепископ Иван Юркович. Свидетельствами об опыте катехизаторской работы поделились представители приходов в Томске и Березниках, а также московских приходов Непорочного Зачатия, Петра и Павла, Святой Ольги.

Катехизация как встреча с Христом

Третий день Конгресса был посвящен углубленному знакомству с программой «Встреча с Иисусом Христом», которая была разработана Катехетической комиссией при Конференции епископов Франции и в настоящее время в экспериментальном режиме начинает использоваться в российских приходах.

Представляя программу, о. Люк Мелле, под чьим руководством она создавалась, отметил, что труд Комиссии является откликом на призыв, сформулированный Папой Бенедиктом XVI в его послесинодальном Апостольском обращении о Слове Божием в жизни и миссии Церкви Verbum Domini: «Решающую роль с пастырской точки зрения играет представление способности Слова Божия вести диалог с проблемами повседневной жизни человека».
Катехизация, отметил о. Люк, должна стать демонстрацией истинности этого утверждения. Она призвана показать, каким образом Слово дает ответ на вопросы, которые катехумены задают во все времена: вопросы личностного развития, смерти, брака, рождения и воспитания детей, работы и безработицы, социальной справедливости…
Предложенная программа включает 25 тем, в центре каждой из которых – одна из евангельских встреч Иисуса с людьми. Материалы не дают готовых ответов, но побуждают катехизаторов и катехуменов вместе, вслушиваясь в слова Христа, обнаружить проявления воли Бога и Его замысла о собственной жизни. При этом вероучительный материал как таковой не играет главной роли в занятии – он может быть дозирован в зависимости от способностей катехуменов.
Работа над каждой из тем рассчитана на три . На первом этапе катехетической работы требуется увидеть и принять всю тяжесть собственных проблем, но не для того, чтобы с ними и остаться. Работа на втором этапе пробуждает надежду на их разрешение. Третий же этап ведет нас к осмыслению жизни Церкви и прежде всего Таинств как актуализации для нас и для всего мира вечно действенной тайны Христа.

Для общего размышления участников Конгресса была избрана одна из самых сложных тем – тема смерти, раскрытая через встречу Иисуса с Лазарем. Катехизаторы, работая в малых группах, пытались найти ответ на вопрос, каким образом смерть присутствует в нашей жизни и как присутствие Христа помогает преодолевать страх перед ней. Мир, в котором царит смерть, в том числе, и смерть «в широком смысле», включая ограниченность, страдания, зло, открывается верующему как пространство Царства Небесного, по законам коего можно жить уже теперь. И от плодов Царства можно вкушать уже сегодня, даже если одновременно мы чувствуем и «жало смерти». Цель катехизации такого рода – воспитание надежды, основанной на вере.

Протоиерей Александр Сорокин рассказал об опыте катехизации («оглашения») в приходе Феодоровской иконы Божией Матери в Санкт-Петербурге.
В советское время, как отметил православный священник, религия была целенаправленно сведена к «отправлению культа» в церковных стенах – это было частью последовательной политики по уничтожению Церкви. Но и в 90-х годах восстановление Церкви шло скорее в материальной сфере, нежели в направлении реставрации общины, которое возможно только посредством катехизации. В самих воцерковленных людях сформировалась некая «антицерковная» инерция.
И, тем не менее, система оглашения в настоящее время уже сложилась. Катехизация в приходе Федоровской иконы Божией Матери длится несколько месяцев, а ее главная точка отсчета – Пасхальная тайна. Для многих столь долгий срок оглашения непривычен, но важно помочь понять приходящим, что возможность принять Крещение после по-настоящему углубленной катехизации – это величайший дар и счастье, это праздник для всей Церкви. «Если не будет вас, — говорим мы неофитам, — Церковь будет лишена этого праздника», — подчеркнул отец Александр и продолжил: «Катехизация – это самое легкое и приятное, гораздо сложнее то, что происходит после, потому что выявляется то, ради чего они пришли в Церковь».

О своем опыте катехизаторской деятельности рассказали также представители Епархии св. Иосифа в Иркутске и члены общины Неокатехуменального Пути.

Единый и непрерывный процесс: дальнейшие перспективы

В последний день работы Конгресса его участникам был представлен документ «Руководство по катехизации в католических епархиях России», подготовленный Катехетической комиссией Конференции католических епископов России. Представляя документ, председатель Комиссии, епископ Кирилл Климович напомнил о том, что катехизация является не делом одиночек-энтузиастов, но поистине делом всей Церкви. При этом вклад каждого члена Церкви в катехизаторское делание абсолютно уникален и незаменим. Церковь может возрастать и укрепляться только если катехизация воспринимается не как «ликбез», нацеленный на узкую категорию людей, желающих войти в Церковь, но как единый и непрерывный процесс, охватывающий всех без исключения верных.

Авторы документ стремились сформулировать общие принципы катехизации в свете конкретной ситуации жизни российского общества с его сильными и слабыми сторонами, с учетом особенностей религиозного сознания россиян – таких, в частности, как открытость сакральному измерению в сочетании с крайне низким уровнем общей религиозной грамотности, отсутствием интеграции религиозной и повседневной жизни, отождествлением веры и обрядов, социальной пассивностью и восприятием Церкви как «убежища» от реальной жизни, и конечно же, в контексте оказавшего глубочайшее влияние на жизнь общества опыта тоталитарного режима, сопровождавшегося жесткой антирелигиозной пропагандой.

В документе обозначены задачи катехизации – углубление познания веры, нравственное воспитание, наставление в молитве и литургическое воспитание, выработка умения жить общиной и введение в миссию Церкви. Всё это – с учетом вышеперечисленных особенностей. Особым образом был подчеркнут экуменический аспект катехизации, призванной «научить по-братски относиться к другим Церквам и христианским общинам». Для этого в процессе катехизации необходимо говорить о традиции как Западной, так и Восточной Церкви, а также о многообразии и богатстве обрядов внутри самой Католической Церкви, как это и предлагается делать в Катехизисе Католической Церкви.

Источник: Информационная служба Архиепархии Божией Матери в Москве

Print Friendly
vavicon
При использовании материалов сайта ссылка на «Сибирскую католическую газету» © обязательна