Выставка «Русская икона: Молитва и Милосердие» открылась в Риме
Выставка «Русская икона: Молитва и Милосердие» / “L’icona russa: Preghiera eMisericordia”, посвященная 25-летию установления дипломатических отношений между Российской Федерацией и Суверенным Мальтийским Орденом, а также 320-летнему юбилею первых официальных контактов российских дипломатов с властями острова, открылась во вторник в Музее Рима (палаццо Браски).
На экспозиции представлены почти 40 работ иконописцев 17-18 веков, а также два современных произведения. Проект подготовлен двумя российскими музеями – государственным Центральным музеем древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева и частным Музеем русской иконы, во взаимодействии с Суверенным Военным Орденом Госпитальеров Святого Иоанна Иерусалимского, Родоса и Мальты и под патронажем Представительства Российской Федерации при Суверенном Мальтийском Ордене. Инициатором проекта выступили Александр Авдеев, Чрезвычайный и Полномочный Посол Российской Федерации в Ватикане, Представитель Российской Федерации при Суверенном Мальтийском Ордене по совместительству; Михаил Миндлин, директор Центрального музея древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева; Михаил Абрамов, российский меценат, основатель московского Музея русской иконы.
Фра Джакомо Далла Торре дель Темпио ди Сангвинетто, Наместник Великого Магистра Суверенного Военного Ордена Госпитальеров Святого Иоанна Иерусалимского, Родоса и Мальты: «В ходе своей длинной истории Мальтийский Орден установил тесные связи с Россией. Одно из значимых событий произошло после завоевания в 1798 году Наполеоном Бонапартом острова Мальты, принадлежавшего госпитальерам на протяжении почти трех веков. Император Павел I предложил рыцарям убежище и оказал политическую и материальную поддержку, обеспечив непрерывность деятельности Ордена на одном из самых драматичных этапов его длительного существования. Особо значимым является тот факт, что именно в 2017 году отмечается 320-я годовщина установления официальных отношений между Российской империей – в период царствования Петра Великого – и Орденом, который в ту эпоху владел островом Мальтой, а также 25-я годовщина восстановления дипломатических отношений между Российской Федерацией и Суверенным Мальтийским Орденом после распада СССР».
«Представленные на выставке иконы рассказывают о важнейшей преемственности традиций в русской иконописи и ее отношениях со всемирной культурой», — заявил на презентации выставки глава управления культурного наследия Рима Клаудио Паризи Презичче.
По словам ее кураторов, молитва и милосердие, ставшие основными темами собрания, являются неотъемлемыми компонентами христианской духовной жизни, и наиболее глубокое отражение они находят в монашестве как Православной, так и Католической Церквей.
На выставке, которая открыта с 10 октября по 3 декабря, представлены 36 икон из коллекций Музея русской иконы и Центрального музея древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублёва. Все они датированы 17-18 веками, которые были ознаменованы ростом интереса русских живописцев к итальянскому искусству и его широким распространением в светской среде.
«Мы также взяли на себя смелость привезти две работы 20 и 21 века, показывающие, как было осмыслено, но осталось жить в древнее искусство иконы: это работа Владимира Татлина 1916 года «Композиция с прозрачными плоскостями» и сделанная из металлических прутьев скульптура «Богоматерь Великая Панагия» Дмитрия Гутова», — сказала куратор выставки, руководитель научно-исследовательского сектора Музея Рублева Лидия Евсеева.
Посетители выставки могут увидеть произведения известных мастерских, как, например, «Преображение», созданное в московской Оружейной палате в конце 16 века, так и работы из Поволжья, Каргополя и Прикамья, где стали развиваться собственные направления иконописи.
«Выставка обязана своим рождением не только юбилею установления отношений между Россией и Мальтийским орденом, но связана с текущим и очень важным моментом, когда установился диалог между Римско-Католической и Православной Церквями. Впереди лежит очень динамичный и интересный период, которому мы становимся свидетелями», — заявил РИА Новости бывший посол Италии в России, один из организаторов выставки Антонио Дзанарди Ланди.
Две духовные максимы
«Выставка называется «Молитва и милосердие» — это два духовных столпа, которые объединяют и православных, и католиков, и в нынешнем мире с его сложностями это более чем актуально. Сейчас католики и православные не столько противопоставляются друг другу, сколько подчеркивают свое единство. Во-вторых, молитва и милосердие — это еще, можно сказать, девиз Мальтийского ордена, с которым этот проект связан», — рассказала глава научного отдела Музея русской иконы Юлия Бузыкина.
По ее словам, представленные на выставке экспонаты не только демонстрируют связь времен, но связаны с довольно насыщенным периодом отношений России и Мальтийским орденом —от первого посольства Петра Толстого до вручения Павлу Первому титула магистра ордена.
«Это, естественно, образы Христа, Богоматери, великих святых, а также монахов — поскольку большая часть русских святых были монахами, а основная роль монастырей на Руси была именно связана с милосердием — они занимались тем, что делали на Святой земле ордена: лечением, образованием, помощью бедным — то есть преподобные являются ключевыми фигурами русской святости», — отметила Бузыкина.
Аналогичные параллели между русским монашеством и Мальтийским орденом провела и Лидия Евсеева, рассказавшая об истории создания выставки.
«Мы получили приглашения от посла России при Ватикане и Мальтийском ордене и решили сделать несколько культурологическую выставку — не просто привезти произведения искусства, но и показать эту общность Ордена и России. Тем более, исторических фактов достаточно», — отметила она.
«Это ведь орден монашествующего типа. Он возник в 11 веке на базе госпиталя — и в этом же веке в Киево-Печерском монастыре возник первый госпиталь — Эти совпадения и параллели говорят, что жизненные идеалы были общими», — заключила куратор выставки.