Ut unum sint (Да будут все едино…)
Молитва о единстве христиан в Кафедральном соборе Преображения Господня в Новосибирске
Традиционная Неделя молитв о единстве христиан прошла как обычно под эгидой Всемирного Совета Церквей и Папского Совета по содействию христианскому единству с 18 по 25 января. В ней приняло участие подавляющее большинство христианских конфессий: католики, православные, протестанты. Ее кульминацией по праву считается экуменическое богослужение Слова Божия с участием христиан различных исповеданий. Такое богослужение прошло в этом году в Кафедральном соборе г. Новосибирска в субботу, 24 января, а его участниками, кроме католического духовенства и мирян, стали представители двух лютеранских деноминаций, действующих в Новосибирске (Евангелическо-Лютеранской Церкви Урала, Сибири и Дальнего Востока и Сибирской Евангелическо-Лютеранской Церкви), а также протестантской харизматической общины «Церковь Завета».
Богослужение возглавил о. Коррадо Трабукки, благочинный Центрального деканата, ответственный за экуменические контакты в Преображенской епархии, а со словом проповеди к собравшимся обратились католический священник о. Сергей Давыдов и лютеранский пастор Михаэль Фендлер (Евангелическо-Лютеранская Церковь Урала, Сибири и Дальнего Востока).
«Суть веры – личностные отношения с Богом, осуществляемые, прежде всего, в молитве, — сказал в своем слове о. Сергей. – Молитва – это и есть показатель, свидетельствующий, что вера является живой. Но в то же время, каждый христианин – член церковной общины. Он живет среди братьев и сестер, которые разделяют его веру, но остаются притом разными людьми. Поэтому жизнь в общине может стать вовсе не простым делом. Жизнь в общине – великое испытание нашей веры: насколько мы можем жить ею в реальности? Но еще более трудная задача – осознать, что мы не просто члены какой-то конкретной церковной общины, в которой, в конце концов, можно привыкнуть друг к другу и научиться вместе жить, поскольку все в ней связаны одним вероучением, одной традицией, возможно, одним языком и одними корнями. Труднее осознать, что все мы – христиане разных конфессий – дети одного Бога и в равной мере призваны им ко Спасению во Христе. Что все, крещеные во имя Иисуса Христа, призваны Им в единую Церковь. Ибо Господь повелел: “Да будут все едино…”. Нигде в Евангелиях мы не встретим наименований “католик”, “православный”, “баптист”. Эти слова мы придумали сами. Потому что в какой-то момент оказались слабыми, потому что в какой-то момент не захотели услышать другого. Потому что в какой-то момент посчитали свое мнение истиной в последней инстанции. Потому что в какой-то момент начали “холодную войну” друг с другом… Необходимо признать, что наше теперешнее состояние разделенной Церкви – результат нашего же греха. Призыв Христа: “Да будут все едино” остается в силе. Но куда же девать многовековую историю вражды и разделений!? С человеческой точки зрения преодолеть существующие различия невозможно. Но именно поэтому мы собрались сегодня, чтобы воззвать к Господу, для Которого нет ничего невозможного. Невозможное человеку возможно Богу. Но и с нашей стороны требуется некий шаг: хотя бы признать, что и мы несем ответственность за существующее разделение; в определенной мере – даже личную ответственность. Не враз мы избавляемся от греха, не враз становимся святыми. И для того, чтобы исполнить волю Христа “да будут все едино” уйдет жизнь не одного поколения… Для нас важно встать на этот путь, начиная притом с самого себя. И начинать нужно с заповеди любви: ведь из-за того, что мы когда-то ее презерели и начались наши разделения. Я думаю, что соединение христиан в любви начнется не на высотах иерархии. Оно начнется с рядовых членов церковно-приходских общин, с нашей любви друг к другу, с нашей готовности выслушать друг друга и попытаться понять. Сознавая всё это, мы включаем в свою духовную жизнь еще одно измерение – измерение поиска единства между христианами. И пусть надежда на единство кажется нам порой совершенно призрачной, пусть мы порой даже не осознаем, что это единство нам нужно (ведь нам так хорошо – уютно и спокойно – в своей маленькой церкви), мы не можем позволить себе успокоиться, ибо в таком случае мы вступаем в противоречие с явно выраженной волей Христа. Сегодня нас собралось не так много, но и это небольшое собрание свидетельствует о воле к единству, от которого прямо зависит наше Спасение, как и Спасение всего мира. В конечном счете, на Страшном Суде Господь не спросит каждого из нас: “к какой Церкви ты принадлежал?” Его вопрос будет звучать иначе: “каким христианином ты был? как стремился исполнить Мою волю?” Так попросим же Бога о даре Святого Духа, чтобы мы смогли стать, как было сказано в сегодняшнем библейском чтении, Его свидетелями по всей земле и для всех людей».
В свою очередь пастор Михаэль Фендлер посвятил свое выступление размышлению о том, что такое свидетельство, и кто такой свидетель. «В случае автомобильной аварии инспектора дорожной инспекции опрашивают как можно больший круг очевидцев и на основании их разноречивых показаний составляют полную картину происшедшего. Нет ли здесь некой аналогии с существующими христианскими Церквами? Все мы – свидетели. Мы призваны свидетельствовать о том, что мы сами “видели”, сами чувствовали, сами пережили во Христе Господе. Не что другие видели, а что именно мы видели… Нет ничего страшного в том, что разные христиане (и разные христианские конфессии) дают разные свидетельства. Как раз потому, что свидетельства разные, мы имеем шанс получить полную картину. Если бы была только одна конфессия, а все прочие были бы исключены, всем нам пришлось из раза в раз выслушивать только одно свидетельство. Вряд ли картина стала бы от этого яснее. Нам нужно научиться выслушивать свидетельства друг друга. Есть еще один момент… Спросим себя: “а кто важнее? свидетель или тот, о ком свидетельствуют?” Вспомним Иоанна Крестителя и Иисуса, слова Иоанна: “Ему должно расти, а Мне умаляться”. Свидетель исполняет свою функцию, и не так важно, кто он сам по себе: какой у него характер или личные качества… Вот и разногласия между христианами связаны с тем, что свидетели Христа вообразили себя слишком важными, вместо своего Господа и Учителя принялись проповедовать самих себя. Нужно помнить, что наше свидетельство, как и свидетельство христианских Церквей, есть задача временная – лишь до наступления конца света. Христос придет, и наша задача свидетельства на этом закончится. Разве Христос, придя, спросит меня: “был ли ты хорошим лютеранином?” Конечно же, нет! Он спросит: “любил ли ты Меня? свидетельствовал ли обо Мне? как именно свидетельствовал?” Поэтому, если мы по-настоящему поймем, что такое свидетельство, что такое быть свидетелем, мы будем готовы сотрудничать с другими Церквами, несмотря на различия в вероучении».
В ходе богослужения прошел сбор пожертвований, которые будут переданы в фонд помощи пострадавшим от землетрясения в Гаити. А после окончания молитвы мы встретились с о. Коррадо Трабукки, который любезно согласился ответить на несколько вопросов.
СКГ: Отец Коррадо, расскажите, пожалуйста об истории молитвы о единстве христиан. Как зародилось это движение?
о. Коррадо: Эта молитва возносится вот уже 102-ой раз. Ее инициатором в 1908 г. был Поль Уотсон, американец, священнослужитель Епископальной Церкви, позднее ставший католиком. Это была октава – восемь дней молитвы о единстве Церквей. Ее окончание было приурочено к 25 января – дню, в который в западной христианской традиции вспоминают обращение апостола Павла. Святой Павел был великим миссионером, свидетелем Христа. И нужда в экуменической открытости была осознана как раз благодаря работе на миссиях. Она была продиктована необходимостью общего свидетельства перед лицом нехристианского или неверующего мира. И личность апостола Павла воспринималась христианами разных конфессий как символ такого свидетельства. Вот почему Неделя молитв о единстве христиан приходится на период с 18 по 25 января. Позднее день 17 января, предшествующий началу Недели молитв о единстве христиан, стал днем молитв о наших «старших братьях в вере» – иудеях, и днем диалога с иудаизмом.
В 1935 г. француз Поль Кутурье придал молитве о единстве христиан более универсальный характер. С 1957 г. организацию Недели молитв о единстве взял на себя Всемирный Совет Церквей. Ныне в его работе участвует 149 христианских конфессий из всех уголков мира. Католическая Церковь как целое тогда еще не включалась в эту молитву. Но неофициальным образом к ней присоединился один католический монастырь в Лионе (Франция).
Ситуация кардинально изменилась после II Ватиканского Собора, провозгласившего экуменизм одним из приоритетов Церкви в нашу эпоху. Ныне Неделя молитв о единстве христиан проходит под эгидой Папского Совета по содействию христианскому единству и Всемирного Совета Церквей, в работе которого участвуют православные и протестантские деноминации (Католическая Церковь представлена в нем в статусе наблюдателя).
Еще хочу отметить, что нынешний, 2010 год имеет особое значение для участников экуменического движения. Ни с чем не сравнимую роль в его становлении сыграл Миссионерский конгресс в Эдинбурге (Шотландия), прошедший 100 лет назад (1910 г.). Этим летом, в ознаменование столетнего юбилея, в Эдинбурге вновь состоится экуменический конгресс, в котором примут участие около полутора тысяч делегатов, представляющих различные Церкви и церковные общины. Ввиду юбилея материалы для Недели молитв о единстве христиан этого года, которые мы использовали во время сегодняшнего богослужения, были подготовлены шотландскими христианами, а затем уже получили одобрение Папского Совета по содействию христианскому единству и Комиссии «Вера и устройство» Всемирного Совета Церквей.
СКГ: Вы отвечаете за экуменические контакты в Преображенской епархии. Как Вы могли бы охарактеризовать межконфессиональную обстановку в нашей епархии, в г. Новосибирске?
о. Коррадо: Мы ищем пути к сближению, а темпы продвижения навстречу друг другу могут быть очень разными в зависимости от региона или от прихода. Ведь участники экуменического движения – это живые люди, а не просто некие безличные организации. Нам нужно помнить одну непреложную истину: единство между христианами – это, прежде всего, дар Божий. О таком даре нужно молиться, причем молиться постоянно, не только в специально отведенную для этих целей неделю.
Важно еще отметить, что экуменический процесс имеет много уровней. Есть уровень иерархии – вот, скажем, Папа встречается с Патриархом Константинопольским или предстоятелями иных Поместных Православных Церквей. И наш епископ имеет свои контакты с православными иерархами, руководителями других христианских общин. Есть «духовный экуменизм» – молитва о единстве, постоянно возносимая в некоторых монастырях. Есть и уровень богословского диалога: например, прошедшей осенью Смешанная православно-католическая богословская комиссия заседала на Кипре. Там рассматривались очень важные вопросы о роли Римского епископа в жизни неразделенной Церкви I тысячелетия. В нынешнем году эта Комиссия продолжит свою работу в Вене (Австрия). Но есть еще и «низовой экуменизм» – уровень повседневных контактов между рядовыми священнослужителями и мирянами различных конфессий. По моему убеждению, такой вот «низовой экуменизм» очень важен: от него, на самом деле, зависит очень многое. Если живое стремление к единству проявится в гуще народа Божия, значительно быстрее пойдет и богословский диалог, легче станет общение между высокими иерархами.
Наши экуменические достижения на сегодняшний день достаточно скромны. Однако область межконфессиональных контактов – это та область, в которой каждый день можно ожидать сюрпризов. Конечно же, и современные средства коммуникации – печатные издания, а особенно – Интернет, создают некую общую среду, открывают новые возможности. Вот мы, католические священнослужители, читаем православные журналы, заходим на православные сайты, а кто-то из числа христиан других конфессий посещает наши, католические сайты…
Очень важны для экуменического движения харизматические лидеры – люди, вокруг которых общение христиан разных исповеданий становится реальностью. Такие люди, как брат Роже – основатель всемирно известной обители в Тэзе. И о даровании Церкви «харизматиков экуменизма» тоже нужно молиться.
СКГ: В своем заключительном слове на сегодняшнем богослужении Вы сказали, что в будущем день молитв о единстве следует готовить лучше. Что конкретно Вы имели в виду?
о. Коррадо: Нашим братьям из других конфессий нужно отвести более активную роль в богослужении. Например, сегодня исполнялись исключительно песнопения из католического песенника. А в будущем хор из другой церковной общины мог исполнять принятые у них христианские гимны. Необходимо включить в богослужение и спонтанную молитву, оставить время для такой молитвы, а не ограничиваться лишь прочтением утвержденного текста.
СКГ: Следует признаться, что экуменическое богослужение в этом году не было слишком представительным. В частности, никто не пришел из Православной Церкви. Что можем мы предпринять в этой связи, чтобы молитва о единстве христиан не только по названию, но в самой реальности стала «экуменической», т.е. «вселенской»?
о. Коррадо: Мы приглашали всех, и в первую очередь, наших православных братьев. Но не все, наверное, чувствуют себя готовыми уже сегодня включиться в такую молитву… И потом, необходимо осознать, что богослужение о единстве христиан, совершаемое раз в году с участием представителей разных конфессий, – это всего лишь верхушка айсберга. То, как оно пройдет, насколько представительным будет, зависит от наших дружеских контактов, от нашего общения в вере, молитве, да и в простых повседневных делах на протяжении всего года. Если мы никаких контактов с нашими братьями во Христе не имеем, а потом вдруг, «как снег на голову», приглашаем их на наше богослужение, едва ли можно ожидать, что они откликнутся. А налаживание контактов, «наведение мостов» – дело трудное и деликатное, требующее немалого терпения и немалого времени. И, конечно же, постоянной молитвы…