У греко-католиков и православных наступил Крещенский сочельник
До V века было принято вспоминать рождение и крещение Сына Божия в один день – 6 января, и назывался этот праздник Феофанией – «Богоявлением», что говорило о воплощении Бога-Сына в мире и о явлении Троицы над водами Иорданскими. Перенесено празднество Рождества Христова на 25 декабря (по Юлианскому календарю или «старому стилю») было уже позже, в V веке. Так было положено начало новому церковному явлению – «Святкам», т.е. периоду времени, начинающемуся от Рождества и заканчивающемуся Навечерием, или Сочельником праздника Крещения.
Слово «навечерие» означает преддверие церковного торжества, а второе название — «сочельник» (или «сочевник») связано с традицией в этот день варить пшеничный взвар с мёдом и изюмом – сочиво.
Согласно восточной христианской традиции, Крещенский сочельник является постным днем в память о трагической судьбе Иоанна Предтечи, который крестил Иисуса в реке Иордан и благовествовал о Нем, за что был казнен людьми царя Ирода.
Меру поста верующие определяют индивидуально, по силам и благословению духовника. В этот день, как и в Рождественский сочельник, не вкушают пищу до выноса свечи после Литургии утром и первого причащения крещенской воды.
В Сочельник после Литургии в храмах совершается Великое освящение воды. Водоосвящение называется «великим» по особенной торжественности обряда, проникнутого воспоминанием евангельского события, которое стало не только первообразом таинственного омовения грехов, но и действительным освящением самого естества вод через погружение в них Бога во плоти. Вода, освящаемая в Крещенский сочельник, называется Агиасмой или просто «Крещенской водой». Под влиянием Иерусалимского устава с XI-XII века обряд Великого водоосвящения совершают два раза – и в Крещенский сочельник, и непосредственно в праздник Богоявления, 6 (19) января.
В эти дни верующие кропят крещенской водой свои дома, священники освящают водоемы.