Тожество Успения Пресвятой Богородицы

День расставания Матери Божией с земной жизнью называется в церковной традиции «Успением» (от слова «сон»). Мы не знаем, как долго оставалась на земле после Христова Вознесения, не знаем ни места, ни обстоятельств Ее ухода в иной мир. При отсутствии библейских свидетельств историческую основу праздника Успения составляют апокрифы, единодушная вера Церкви и согласные мнения Отцов и Учителей Церкви I тысячелетия.
Древнейшим из апокрифических источников, затрагивающих эту тему, является документ, известный на Западе под названием «Переход Св. Марии», а на Востоке – «Слово Св. Иоанна Богослова на Успение Святой Богородицы». Историки весьма расходятся во мнениях относительно его датировки. Диапазон охватывает целых четыре столетия – с конца II по конец VI века.
Из этого текста мы узнаем, что за три дня архангел Гавриил известил Деву Марию о Ее грядущем переходе в вечность. В этот день в Иерусалим были чудесным образом собраны все апостолы, до этого проповедовавшие в разных частях света. Опоздал лишь апостол Фома. Богородица высказала желание быть похороненной в Гефсимании, вблизи Своих родителей и Обручника Иосифа. За душой Своей Матери явился (причем видимым образом) Сам Иисус Христос в сопровождении ангелов и святых, а апостолы под пение гимнов отнесли Ее тело в гробницу и три дня не отходили от нее. На третий день появился апостол Фома и пожелал проститься с Божией Матерью. Когда же гробница была вскрыта, тела там обнаружено не было, остались только погребальные пелены. Тогда апостолы догадались, что не только душа, но и тело Пресвятой Богородицы было взято на небеса.

Идея восхищения Девы Марии на небеса с душой и телом (или идея Ее телесного воскрешения сразу после смерти, не дожидаясь дня всеобщего воскрешения) получает свое развитие в творчестве церковных писателей, начиная с конца VII века. Так св. Иоанн Дамаскин в одной из своих проповедей на Успение говорит следующее: «Надлежало, чтобы Тот, Кто охранил Ее девство в Рождестве Своем, сохранил Ее тело нетленным в смерти. Надлежало, чтобы Та, Которая держала в объятиях Творца в облике Дитяти, пребывала в чертогах небесных. Надлежало, чтобы Та, Которая видела Своего Сына на кресте и сердце Которой пронзил меч страданий, которых Она избегла в Рождестве, увидела Сына, восседающего с Отцом. Надлежало, чтобы Матерь Божия обладала всем тем, что принадлежит Ее Сыну, чтобы всё творение почитало Ее как Матерь и как Служительницу Божию».
В требнике, посланном Папой Адрианом I (772-795 гг.) ко двору императора Карла Великого, в «молитве во время процессии» выражена знаменательная мысль: хотя Мария и претерпела смерть, узы смерти не смогли Ее удержать. Вера в эту истину разделялась всей Церковью, пока, наконец, Папа Пий XII в своей Конституции «Всемилостивый Бог» от 1 ноября 1950 г. не провозгласил в качестве догмата следующее: «Властью Господа нашего Иисуса Христа, Святых Апостолов Петра и Павла и нашим собственным авторитетом мы возвещаем, объявляем и констатируем как Богооткровенную истину, что Непорочная Богородица и Приснодева Мария, завершив Свою земную жизнь, была восхищена душой и телом в небесную славу».
С этих пор праздник Успения по существу стал свидетельством о Марии, как об эсхатологической иконе Церкви. Происшедшее с Марией касается всей Церкви, избранным членом которой Мария является. Ее Взятие в Небесную Славу есть знамение для Церкви, залог полноты славы и благодати, которой пришедший во второй раз Господь увенчает своих избранных. Празднование Успения обращает наше внимание на эту великую истину, пробуждает в нас надежду и упование.

Торжество Успения венчает собой круг Богородичных праздников. Одновременно оно является и самым древним в их ряду. Впервые его начали отмечать на Востоке после Ефесского Собора (431 г.), провозгласившего Марию родительницей истинного Бога, т.е. «Богородицей». Праздник, установленный в честь Богоматеринства, получил соответствующее наименование: «праздник Марии-Богоматери». Затем появились названия «Память Богоматери» (в Палестине) и «Память Блаженной» (в Сирии). Наименование «Успение» стало использоваться с VI века. В различных Поместных Церквах Востока этот праздник отмечали в разные дни, пока, наконец, император Маврикий (582-602 гг.) не установил единую дату – 15 августа, в честь победы, одержанной им над персами.
В Рим этот праздник проник при Папе Сергии I (687-701 гг.), сирийце по национальности. Еще раньше его стали отмечать другие Поместные Церкви Запада, также в разные сроки: Испания, по постановлению Толедского собора 656 г. – 18 декабря; Галлия, согласно свидетельству св. Мартина Турского (+594 г.) – 18 января, однако в Риме его всегда отмечали 15 августа. В конце концов эта дата была принята всей Католической Церковью.

Сибирская католическая газета

Print Friendly
vavicon
При использовании материалов сайта ссылка на «Сибирскую католическую газету» © обязательна