Торжество в Сибирском Кармиле

Кармелитский монастырь Воскресения Христова в Новосибирске19 декабря 2009 г. освящена новая обитель босоногих монахинь-кармелиток

Ради этого события, преодолев самолетом расстояние свыше трех тысяч километров, в Новосибирск прибыл нунций Святого Престола в Российской Федерации архиепископ Антонио Меннини, что выразительно подчеркивает важность происшедшего.

уже имеет свою, хотя и не очень давнюю, но вполне осязаемую традицию, которая насчитывает более десяти лет. Епископским решением в Преображенской епархии была учреждена женская кармелитская община Воскресения Христова, а ее первой насельницей стала сестра Тереза Мария, приехавшая из США. Но кто же такие «босые» кармелиты и кармелитки?

Орден кармелитов был основан в Палестине на горе у источника св. пророка Илии Бертольдом Калабрийским около 1156 г. Впрочем, по преданию первая монашеская община в этих краях восходит к служению великих пророков древнего Израиля Илии и Елисея. В ордене сочетались отшельническая и общежительная формы монашеской жизни. В 1209 г. община получила очень строгий устав, спустя 15 лет утвержденный Папой Гонорием III. Кармелиты должны были жить в отдельных кельях, совершенно исключить пищу животного происхождения, постоянно молиться или заниматься физическим трудом, некоторое время проводить в совершенном молчании. Вытесненные арабами-мусульманами из Палестины, кармелиты в 1238-1244 годах поселились на Кипре, Сицилии, Италии, Англии, Франции и Испании.

Первые женские общины, жившие под духовным руководством кармелитов при их монастырях, возникли в середине XV века в Италии (Болонья, Флоренция, Венеция) и Германии. В 1452 г. община в Кельне была официально признана Папой Николаем V в качестве женской ветви ордена кармелитов. В конце XV и в XVI веке общины кармелиток появились в очень многих городах Европы, особенно в Италии. Одной из наиболее известных кармелиток этого периода стала флорентийская монахиня Мария Магдалина де Пацци, причисленная к лику святых в 1669 г.

Со временем в ряде кармелитских монастырей произошел переход к облегченной форме монашеской жизни, не соответствующей аскетическому духу их устава. Реформу монашеской жизни Кармила, заключавшуюся в строгом соблюдении первоначального устава, возглавила св. Тереза Авильская. Монастыри, принявшие ее реформу и составили Орден босоногих (или босых) кармелитов (Ordo Carmelitarum Discalceatarum, OCD), официально утвержденный в 1593 г., уже после смерти св. Терезы. Первоначально распространившись в Европе (в XVII веке женские кармелитские монастыри появились и на территории современных Украины и Литвы), сестры-кармелитки в XVII веке пришли в Латинскую Америку, в конце XVIII века – в США (1790 г.), в XIX веке – во Вьетнам, Австралию и Тунис.

Большинство монастырей босых кармелитов и кармелиток в Европе подверглись разорению и ликвидации в конце XVIII – начале XIX века в связи с секуляристской политикой австрийских властей (т.н. «иосифизм»), Французской революцией и Наполеоновскими войнами. Однако преследуемые в одних странах, босые кармелиты успешно возрождались на территории других, так что к концу XIX века в Европе существовало около 120 обителей босых кармелиток.

Самое настоящее возрождение Орден пережил уже в XX веке. Ему способствовало широкое распространение и изучение трудов великих испанских мистиков-реформаторов XVI столетия святых Терезы Авильской и Иоанна Креста, а также духовное влияние святой Терезы Младенца Иисуса (Тереза из Лизьё или Тереза Малая) и других монахинь, явивших миру пример глубокого христианского благочестия. Всего к лику святых было причислено 6 монахинь Ордена, а 28 – к лику блаженных. При этом святые Тереза Авильская и Тереза из Лизье были провозглашены Учителями Церкви, а святая Эдит Штайн, погибшая в 1942 г. в Освенциме, – одной из небесных покровительниц Европы.

В течение XX века весьма расширилась и география Ордена: были основаны новые монастыри в Камбодже, на Филиппинах, в Таиланде, Индии, Китае, Новой Зеландии, на Мадагаскаре и в других странах.

В 90-х годах пришла очередь стран бывшего Советского Союза. Общины босых кармелиток были основаны в Караганде (Казахстан), Киеве и Харькове (Украина), в Москве (действовала до 1996 г.), в Усолье-Сибирском Иркутской области — мужской кармелитский монастырь, а в 2002 г. — женский.

Монастырь Воскресения Христова в Новосибирске официально появился в 1998 г. О его истории рассказывает Владыка Иосиф Верт:

«Я помню, как во время моего первого визита в Рим в качестве епископа нам рассказали о том, что Папа Иоанн Павел II, едва приступив к служению понтифика, очень скоро по приезде в Ватикан пригласил к себе сестер-кармелиток и построил для них обитель. Эти сестры постоянно молились в намерениях Святого Отца, сопровождали его своей молитвой во всех пастырских трудах. Поэтому, когда я в начале 90-х годов познакомился по почтовой переписке с матушкой Терезой Марией и она предложила основать кармелитский монастырь в Сибири, для меня не стояло вопроса “быть или не быть?”. Конечно, такой монастырь крайне нужен, особенно в стране, где 70 лет господствовал атеизм и вера изгонялась из жизни человека. С тех пор минуло немало времени, и теперь мы можем утверждать, что первый период становления Сибирского Кармила завершен. Наконец-то у него появилось свое собственное монастырское здание, и все мы очень радуемся этому событию».

Настоятельница монастыря матушка Тереза МарияЧто самое главное в служении кармелиток? Конечно же, это молитва, неустанная молитва за свою епархию, за ее клир и народ, ее правящего епископа, за Папу и всю Вселенскую Церковь. Молитва сестер-монахинь вдохновлена любовью, согласно завету их наставницы, святой Терезы Младенца Иисуса, желавшей «быть любовью в сердце Божием». «Обитель существует не ради себя самой, а ради прославления Господа и ради народа Божия. Мы здесь ради того, чтобы непрестанно молиться за вас. Для всех вас всегда найдется место в нашем сердце, как и в наших молитвах, и в нашем прославлении», — сказала, обращаясь к гостям, с. Мария Тереза, настоятельница Новосибирской кармелитской общины. Первые годы община не имела своего здания и вынуждена была ютиться в городской квартире в обычном многоэтажном доме. Между тем, устав монастыря предусматривает строгий затвор, а значит, и место его размещения должно быть уединенным, подальше от шумных городских улиц и повседневной суеты. Такое здание строилось в пригороде Новосибирска целых пять лет (сказывался недостаток средств), и теперь его строительство и отделка почти закончены. Обряд освящения здания подвел черту под этим периодом жизни орденской общины.

Делегация от епископа Кемеровского и Новокузнецкого Аристарха передает в дар монастырю мощи св. МартирияКроме нунция и ординария Преображенской епархии, в церемонии приняли участие и православные клирики – два священника и иподиакон – личные представители епископа Кемеровского и Новокузнецкого Аристарха. Они передали в дар монастырю частицу мощей святого преподобного Мартирия, диакона Печерского в Дальних пещерах, жившего в XIV веке. Православная Церковь прославляет его за праведную жизнь, трудолюбие и сердечную чистоту, а также за присущий ему дар изгнания бесов и исцеления недугов. В своем приветственном адресе, обращенном к епископу Иосифу Верту и монахиням-кармелиткам, Владыка Аристарх писал, в частности, следующее: «Ваше Преосвященство! От всей души поздравляем Вас с освящением монастыря Воскресения Христова. Православная и Католическая Церкви, как Церкви-сестры, призваны содействовать друг другу в укреплении и распространении христианского духа мира и любви. Монашеские ордена и конгрегации кармелитов – это общество, жизнь которых основана, прежде всего, на сугубой молитве и делах любви к ближнему. Поэтому сегодня духовенство и миряне Кемеровской и Новокузнецкой епархии искренно сорадуются Вам в этом знаменательном событии. (…) Мы надеемся, что небесное покровительство будет сопровождать монахинь вновь освященного монастыря, помогая им во всех их делах. (…) Искренне желаем всем собравшимся здесь сил, крепости духовной и телесной, служения Богу и людям. Да благословит Господь Вас на всех путях жизни Вашей!».

Преосвященный Иосиф Верт, приветствуя сестер-насельниц и православных собратьев, назвал освящение монастыря «экуменическим». «Самым первым в этом году меня поздравил с наступающим Рождеством Патриарх Московский и Всея Руси Кирилл, хотя до Рождества еще остается целая неделя. И я прошу Вас, дорогие сестры, в ваших молитвах за Поместную Церковь обратить особое внимание на одно намерение, имя которому – единство христиан», — сказал Владыка Иосиф.

Фотография после МессыАпостольский нунций архиепископ Антонио Меннини в своей проповеди передал насельницам освящаемого монастыря поздравления от имени Его Святейшества Папы Бенедикта XVI. «Многие мысли и размышления теснятся в уме и в сердце, наполняют душу, — сказал архиепископ Меннини, — в частности потому, что – если позволите мне личное воспоминание – мои родители были кармелитскими терциариями, мой отец с именем Иоанна Креста, и моя мама как Анна. Поэтому приехать к вам значит для меня немножко вернуться в родной дом, снова ощутить самые сильные и священные узы любви. Кроме того, поводом для волнения является тот факт, что эта маленькая община (по-настоящему маленькое “зерно горчичное”) – на самом деле знак того, что Господь не оставил людей, что Он хочет обитать с ними и окружать их Своею любовью и благодатью. Именно для этого Он избирает некоторых, особенно ему близких, чтобы явиться всем людям.

Само название, выбранное для вашего монастыря – Воскресение, – знак безудержной, непоколебимой любви Божией к человеку: любви, побеждающей всякое зло, все невзгоды и саму смерть и ведущей к торжеству жизни. Вы, возлюбленные сестры, которые посвятили себя этой бесконечной, всепобеждающей Любви, будьте Ее знамением перед всеми людьми. Пусть ее излучают ваши лица и вся ваша жизнь, принесенная в дар Богу, ваши молитвы о Церкви! (…)

Господь дарит нам этот каменный дом, сегодня нами освящаемый, дарит нам Свое присутствие в нем как символ другого Дома, который Он пришел основать: мы, христиане, являемся теми живыми камнями, которые Христос хочет использовать для строительства храма Своей славы, для возвещения Царства Божия и для принесения Своего Спасения всем людям.

Я думаю, что все вы, возвращаясь мысленно к событиям на вашем духовном пути, – и в вашем личном призвании, и в истории вашей общины, – в этот радостный праздничный день можете, конечно, помнить о всяческих трудностях и заботах, но не можете также не признать с благодарностью, что Господь всё время сопровождал вас и поддерживал даже в самые трудные моменты, через людей и обстоятельства, позволившие вам возвести этот дом и одновременно утвердиться в вере. Ибо в деле Господнем никакой камень “не притеснен”. Даже когда кажется, что ему выделяется мало места, – в силу испытаний повседневной жизни, – мы должны всегда помнить, что именно то место, куда ставит нас Господь, наилучшим образом раскрывает нашу личность, дает нам истинную радость, то есть возможность встретиться с Иисусом и стать Его друзьями.

Принимая свое призвание, мы “в сердце Божием” осуществляем призвание к любви, которое избрала себе святая Тереза из Лизьё, самое великое из всех возможных призваний!»

Обряд освящения монастырского здания в ходе торжественной Святой Мессы был проведен Владыкой Иосифом Вертом. Он включал в себя окропление часовни, всех жилых и служебных помещений святой водой, а также освящение алтаря часовни. В престол были вмурованы частицы святых мощей – святого преподобного Мартирия, о котором мы уже упоминали, а также двух святых из числа кармелитов: великого реформатора ордена Терезы Иисуса (Авильской) и иеромонаха Рафаила св. Иосифа (Калиновского), чье священническое и монашеское призвание вызрело во время десятилетней ссылки в Сибири. Затем епископ Иосиф совершил помазание алтаря святым миром и был зачитан декрет правящего епископа об установлении монастырского затвора.

В дальнейшем Месса шла обычным порядком, а по ее окончании все присутствующие гости имели возможность поздравить сибирских кармелиток со столь значимым событием в их жизни и лично пообщаться с ними (согласно уставу Кармила – через «решеточку»).

Чтения из Священного ПисанияПоложение мощей в алтарь
Помазание алтаря Святым миромОблачение алтаря покровами

Благодарение Богу!

Мы благодарим Господа Бога за всё, и сегодня благодарим Его за наш новый монастырь, где можем прославлять Его и молиться о нуждах Церкви и мира и намерениях всех, кто просит у нас молитв.

С благодарностью мы видим Вас, здесь собравшихся, и тех, кто соединяется с нами в духе во время празднования освящения этого монастыря. Благодарим нашего Владыку Иосифа за его давнее приглашение основать Кармил в Преображенской епархии, и за его духовную и отцовскую поддержку нашей общины. Благодарим нашего Апостольского Нунция, архиепископа Антонио Меннини за его многие проявления интереса и заботы к нашему монастырю и за его присутствие с нами в настоящем событии. Также благодарим всех священников, которые служили святую Мессу и Божественную Литургию для нашей общины.

С благодарностью мы непрестанно молимся о наших строителях и о многих благодетелях, которые выражали нам свою дружбу и помогали нам разнообразными способами: кто оказывал нам юридические и медицинские услуги, кто помогал с переездом, с уборкой нового здания и участка, с посадкой деревьев, с доставкой продуктов, шитьем штор, уборкой снега и с подготовкой к сегодняшнему празднику.

Выражаем нашу особую признательность епископу Кемеровскому и Новокузнецкому Аристарху и его представителям – священникам Сергию и Андрею, за их великий дар нашему монастырю – мощи святого преподобного Мартирия в дальних пещерах Киево-Печерской лавры.

Да благословит и сохранит вас Господь и да одарит вас обилием благодати и мира в этой жизни и вечной наградой на Небе!

С молитвой и любовью о Христе Воскресшем,
Ваши Кармелитки

Сибирская католическая газета

Print Friendly
vavicon
При использовании материалов сайта ссылка на «Сибирскую католическую газету» © обязательна