Торжество Святых Петра и Павла в Риме — праздник Вселенской Церкви
Церковь – это не община совершенных людей, но грешников, нуждающихся в очищении Божьей любовью. Об этом напомнил в своей проповеди Бенедикт XVI во время Мессы в Ватиканской базилике по случаю торжества Святых Первоверховных Апостолов Петра и Павла, небесных покровителей Римской Церкви. Во время богослужения Папа возложил палии – символ общения митрополитов с Преемником Петра – на сорока трех новых архиепископов-митрополитов. Еще трем прелатам, которые не смогли прибыть на церемонию, палий будет вручен в их митрополичьих резиденциях, в Гане, Пакистане и Канаде. В Мессе приняла также участие делегация Вселенского Константинопольского Патриархата, присланная патриархом Варфоломеем I. В ходе Мессы Папа обменялся с православными иерархами приветствием мира.
Церемония началась пением антифона «Ты — Петр-Камень, и на сем Камне я построю Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее. И дам тебе ключи Царства Небесного».
Диаконы принесли палии, а кардинал-протодиакон Жан-Луи Торан представил Святому Отцу новых митрополитов.
Митрополиты принесли присягу верности и послушания «Святому Петру, Римской Церкви, Святому Отцу и его преемникам». Бенедикт XVI благословил палии, которые затем лично вручил каждому из митроплитов.
Всё это происходило в символическом месте — «конфессии Св. Петра», возвышающейся над гробницей Апостола. Палий — это белая лента, украшенная шестью черными крестами. Он символизирует готовность рассеянных по всему миру поместных Церквей идти вслед за Римом, а значит — за Папой.
Вместе с хором Сикстинской капеллы на литургии в этом году пел хор англиканского Вестминстерского аббатства, что лишний раз подчеркнуло экуменический характер происходящего.
В своей проповеди Бенедикт XVI указал на значение свидетельства веры и мученичества героев сегодняшнего дня. Петр и Павел – братья в Христовой вере. Христианская традиция всегда считала этих двух апостолов «неразделимыми». Лишь вдвоем, а не по-отдельности, они представляют полноту Евангелия. Если первые библейские братья – Каин, убивающий Авеля – показывают нам «действие греха», то Петр и Павел «осуществили новый способ быть братьями согласно Евангелию». Они оставались братьями, несмотря на то, что «по-человечески они были очень разными и в их отношениях не обходилось без конфликтов».
«Только следование за Христом ведет к новому братству, — продолжил Папа: вот первое основополагающее послание, которое вручает каждому из нас сегодняшнее торжество, и важность которого отражается также в поисках того полного общения, к которому стремятся вселенский Патриарх и Епископ Рима, как и все христиане».
Далее Бенедикт XVI остановился на миссии, которую Господь доверил Петру – быть «камнем», «зримым основанием, на котором зиждется всё духовное строение Церкви», и подчеркнул «напряжение, существующее между даром, исходящим от Господа и человеческими способностями», «человеческой слабостью». Это напряжение отражено в истории того же Папства:
«С одной стороны, благодаря свету и силе, исходящим свыше, Папство составляет основу Церкви, паломницы во времени; с другой – с течением веков проявляется также слабость людей, которую может изменить только открытость к деянию Бога».
Понтифик напомнил о «твердом обещании” Иисуса: «двери ада, то есть, силы зла, не одолеют». Это обещание, – пояснил Папа, – является куда более значительным по сравнению с теми, что Бог давал через древних пророков: «избранному народу угрожали лишь человеческие враги, в то время как Петр должен будет защищаться от разрушительной силы зла».
«Господь успокаивает Петра относительно будущего Церкви, новой общины, которую создал Иисус Христос на все времена, не ограничиваясь кратким временем земной жизни Петра».
Затем Папа размышлял о символе ключей Царства Небесного, врученных Христом святому Петру, который вместе с ними получал власть “связывать и разрешать”:
«Эта параллель – на земле/в небесах – является гарантией того, что решения Петра в осуществлении этой церковной функции остаются в силе также перед Богом».
Становится ясным, – добавил он, – что «власть разрешать и связывать заключается во власти отпускать грехи. И эта благодать, которая лишает энергии силы хаоса и зла, находится в самом сердце служения Церкви». «Она вовсе не является общиной совершенных людей, но грешников, которые должны признать себя нуждающимися в Божьей любви, нуждающимися в очищении с помощью Креста Иисуса Христа».
Из сказанного о власти Петра, – подвел итог Бенедикт XVI, – можно заключить, что «власть Бога – это любовь, любовь, которая изливает свой свет с Голгофы». Затем, обратившись к митрополитам, получившим палий, он напомнил о главном измерении того «общения, которым является Церковь»:
«Убежденные в этом, мы все должны чувствовать себя соработниками истины, которая – как мы знаем – единственна и ‘симфонична’, и требует от каждого из нас и от наших общин постоянного усердия обращения в единого Господа в благодати единого Духа».
После окончания торжественной Мессы, перед чтением молитвы «Angelus» на площади Св. Петра, Папа тепло поблагодарил верных, которые вместе с кардиналом-викарием Агостино Валлини и с молодыми католиками, «объединившимися спонтанно в группу через социальные сети», пришли, чтобы выразить Преемнику Св. Петра свою духовную поддержку.
«Дорогие друзья, я сердечно благодарю вас за это проявление любви и за ваши инициативы в поддержку моего апостольского служения. Рассчитываю также на ваши молитвы, чтобы я мог продолжать служить Церкви кротостью и силой Святого Духа», — сказал Бенедикт XVI.
Далее Папа подчеркнул, что история Рима хранит следы жизни и смерти святого Петра и святого Павла, их мученичества, которое является «знаком единства Церкви». «Но святые Петр и Павел сияют не только под небом Рима, но и в сердцах всех верующих, которые, просвещаясь их учением и примером, повсюду в мире идут по пути веры, надежды и любви».
Святейший Отец обратился с особым приветствием к делегации Вселенского Патриархата Константинополя, вознеся молитву к Деве Марии, дабы Она «привела всех верующих во Христа к достижению полного единства».
Перевод: Сибирская католическая газета