Торжество Пресвятых Тела и Крови Христа в центре Преображенской епархии
В воскресенье 10 июня с.г. католики России отмечали торжество Пресвятых Тела и Крови Христа. В Кафедральном соборе Преображенской епархии в Новосибирске праздничную Мессу возглавил Владыка Иосиф Верт. В своей проповеди он остановился на истории и богословском содержании праздника.
«В Святой Евхаристии, — сказал епископ Иосиф, — среди нас постоянно пребывает Иисус Христос, и мы можем стать с Ним одним целым, вкушая этот Хлеб и это Вино. Уже на страницах Книги Бытия, посвященных Аврааму, мы встречаем первое упоминание о жертвенных хлебе и вине. Их вынес священник Мелхиседек навстречу Аврааму, и это первая аналогия с Евхаристией. А апостол Павел в 1 Послании к Коринфянам подробно описывает установление этого Таинства Иисусом Христом. О том же говорит нам и прочитанное сегодня Евангелие (Мк 14,12-16.22-26). Те же самые слова установления мы слышим на каждой Мессе. Это значит, что совершение Таинства Евхаристии со времен апостолов существенно не изменилось. Однако менялись формы почитания Евхаристии. Так, например, в Церкви первых веков христианства не было известно почитание пресуществленного Хлеба, однако его сохраняли для причащения больных. Почитание Святых Даров стало распространяться в средневековье. В те далекие времена богобоязненные христиане отошли от практики частого и даже ежедневного причащения, существовавшей в первые века. Не имея дерзновения часто принимать Христа Евхаристического в свое сердце, богобоязненные христиане, однако, имели желание быть с Ним. В почитании Святых Даров Церковь как раз и дает нам такую возможность. Мы можем в любое время прийти в храм и в дарохранительнице найти нашего Спасителя и Господа. Вечный огонь в лампадке указывает на местоположение дарохранительницы, на то место, в котором мы можем найти Евхаристического Христа. Св. Казимир, небесный покровитель новониколаевского храма, 100-летний юбилей которого мы не так давно праздновали, часто даже ночью, опустившись на колени перед дверями Кафедрального собора в Вильнюсе, молился Евхаристическому Христу.
Папа Бенедикт XVI в своей проповеди в минувший четверг отметил, что хотя II Ватиканский Собор указал на центральное значение самого празднования Св. Мессы, в которой Господь созывает Свой народ, питает, обновляет и соединяет его с Собой на Трапезе Божия Слова и Хлеба Жизни, от этого не становится меньшей значимость адорации. Ведь если ограничить нашу встречу с Евхаристическим Христом одним лишь празднованием святой Мессы, мы рискуем утратить ощущение Его присутствия во всё остальное время. Таинство любви Христа должно пронизывать всё наше время и всю нашу жизнь. Святой Отец также подчеркнул важную роль сакрального, важную роль святыни в нашей жизни. Центром христианской веры уже не являются ритуалы и жертвы прошлого. Сам Иисус Христос, Его личность, Его жизнь, Его Пасхальная тайна становятся этим центром. Но отсюда не следует, будто сакрального измерения больше нет. Оно нашло свое завершение во Христе, в Боге любви, ставшем плотью.
На протяжении веков, посредством многочисленных чудес и знамений, частных откровений святым и трудов богословов, Церковь в своем развитии пришла к почитанию Тела и Крови Христа в его различных формах. Так, например, св. Юлиана из Люттиха имела откровение, сообщавшее, что в литургическом году недостает специального праздника в честь Евхаристии. Одним из самых больших почитателей Евхаристии был св. Фома Аквинский, написавший бессмертные гимны в ее честь, которые Церковь использует и поныне, и которые мы будем сегодня петь и слушать.
Святые Дары сохраняются в церквях и часовнях как духовное средоточие монашеской и приходской общины. Это также средоточие Вселенской Церкви, всего человечества, ибо под видами Святых Даров с нами пребывает Сам Христос, незримый глава Церкви, Искупитель мира, Единение всех сердец, из Которого всё и мы для Него.
С течением времени Церковь установила различные виды культа Евхаристии, например, ежедневное посещение Святых Даров, благословение Святыми Дарами, а также красочные Процессии и Крестные ходы и общенародное поклонение. Шествия со Святыми Дарами через поля и по улицам городов известны уже с XIII века, а в XV веке процессия в торжество Тело и Крови Господних получила практически ту же форму, которую она имеет сегодня. Если прежде ток процессии был непрерывным, то позднее в обычай вошли четыре остановки у четырех алтарей, у которых священник благословляет Святыми Дарами четыре стороны света и зачитывает фрагменты из четырех Евангелий. Эти процессии помогли, в частности, миссионерам из Общества Иисуса проповедовать индейцам в джунглях Амазонки Всемогущего и Всемудрого Бога, Творца человека и всего мира.
Действительно, почитание Пресвятой Евхаристии торжественной процессией дарует христианскому народу несравненную радость и чувство, что Христос – воистину “Эммануил”, т.е. “с нами Бог”. Мы еще больше убеждаемся, что Он живет среди нас, исполненный благодати и истины. Он облагораживает нравы, питает добродетели, утешает скорбящих, укрепляет слабых и настоятельно призывает всех, кто приближается к Нему, следовать Его примеру, чтобы научиться сердечной кротости и смирению, как и умению искать не своей воли, но воли Божией. Сегодня и мы последуем за Евхаристическим Христом, в духе соединившись со многими другими процессиями по всему миру, прославляя Его любовь к нам, и прося у Него благословения для нас, наших близких, нашего прихода, нашего города, нашей страны и всего человечества».
В последовавшей затем Евхаристической процессии по прилегающим к Кафедральному собору улицам города приняли участие верные всех новосибирских приходов во главе со своими настоятелями, а также группа прихожан из поселка Краснозерский Новосибирской области с настоятелем Краснозерской общины о. Виктором Билотасом. У четырех украшенных алтарей Евангелие пелось на польском, литовском, немецком и русском языках. При этом «русский алтарь» был украшен в византийском стиле, а Евангелие пропел и сказал краткую проповедь греко-католический священник о. Павел Гладков.
В. Дегтярев
См. также фотогалерею