Торжество Богоявления в Риме
В торжество Богоявления (или Трех Царей) Папа Франциск возглавил Мессу в соборе Св. Петра и в своей проповеди подчеркнул, что прибывшие с Востока мудрецы (волхвы) освободились от власти тьмы, царящей во дворце мирского царя Ирода, поскольку доверились Свету Божественной Звезды, в то время как Младенец Иисус «поставил под сомнение весь мир, построенный на понятиях власти, успеха, собственности и коррупции».
«Одним из аспектов света, направляющего нас на пути веры, является “святое чутье”, — продолжил понтифик. – И оно тоже является добродетелью! Речь идет о неком духовном умении, позволяющем нам распознавать угрозы и избегать их. Мудрецы последовали проливающему свет “чутью”, когда на обратном пути решили не возвращаться в мрачный дворец Ирода, а пойти иным путем. Пришедшие с Востока мудрецы учат нас, как можно избегать ловушек тьмы, как можно защищаться от тьмы, стремящейся поглотить нашу жизнь. Благодаря своему “святому чутью” мудрецы сохранили веру. Нам также следует хранить веру от натиска тьмы, причем часто, от натиска тьмы, принимающей вид света. Ведь сатана, как говорит апостол Павел, нередко принимает вид ангела света. И вот здесь необходимо “святое чутье”, благодаря которому можно сохранить веру в ситуации, когда пение сирен побуждает нас сделать то или это. Однако вера – это благодать, это дар. Нам надлежит сберегать ее через то самое “чутье”, молитву, любовь, милосердие».
Божественный Свет тоже необходимо принимать, руководствуясь тем же “чутьем”, и в этом нам помогают евангельские волхвы.
«Их пример, — сказал Святой Отец, — помогает нам вознести свой взор к звездам и следовать благородным стремлениям собственного сердца. Они учат нас не довольствоваться заурядной жизнью, “плаванием в прибрежной гавани”, а позволить себе увлечься идеалами добра, истины, красоты… Т.е. увлечься Богом, Который этим и является, причем в ни с чем несравнимой степени! Они учат нас не соблазняться видимостью, тем, что в мире считается великим, мудрым и могущественным. Но нельзя довольствоваться этим. Необходимо сохранить веру. В наше время это очень важно: сохранить веру. Необходимо идти вперед, сквозь тьму, пение сирен, обмирщение… Идти в Вифлеем, туда, где в бедном домике на окраине, в окружении исполненных любви и веры матери и отца, сияет Солнце, явленное свыше, Царь вселенной. По примеру мудрецов и мы со своими чахлыми светильниками будем искать Свет и хранить веру».
В своем слове перед полуденной молитвой «Ангел Господень» Папа Франциск размышлял о тайне явления Воплощенного Бога в личности Иисуса Христа, что стало кульминацией двух разнонаправленных движений: Бога к человеку и человека к Богу.
«Это двойное движение обусловлено взаимным притяжением, — продолжил Святой Отец. – Но что в нас притягивает Бога? Это Его любовь к нам: мы – Его дети. Он любит нас, желает освободить нас от зла, от болезней, от смерти, и привести в Дом Свой, в Свое Царство. “Бог исключительно по благодати привлекает нас к Себе, чтобы воссоединить с Собой” (Evangelii gaudium, 112). Также с нашей стороны имеют место любовь, стремление: нас неизменно привлекают добро, истина, жизнь, блаженство, красота… Всё это притягивает нас. Иисус – это точка пересечения этого взаимного притяжения, этого двойного движения. Он – и Бог, и человек. Но от кого исходит инициатива? Всегда от Бога! Любовь Божия всегда предваряет нашу! Он ожидает нас, Он приглашает нас и всегда первым выходит навстречу».
Мудрецы ничего не узнали бы о Рождестве Христа, если бы не заметили звезды, — отметил Папа. Ее свет побудил их отправиться в путь. Этот свет является знамением и для нас: Бог Своим светом, истиной и красотой предваряет нас, а в Иисусе Он открыл нам Свою любовь.
«Церковь целиком включается в это движение Бога к миру, — подчеркнул Святой Отец, — и ее радость – это Евангелие, отражающее свет Христов. Церковь – это народ испытавших это влечение, носящих его в себе, в своем сердце, в своей жизни. Я хотел бы искренне сказать тем, кто всё еще далек от Бога и Церкви, хотел бы со всем уважением обратиться к тем, кто всё еще боится или равнодушен: Господь призывает и тебя тоже, призывает присоединиться к Его народу, и делает это с величайшим уважением и любовью! (ср. Evangelii gaudium, 113). Господь призывает тебя, ищет и ожидает. Господь не занимается прозелитизмом, но дарит любовь, и эта любовь ищет и ожидает тебя, не верующего сегодня или стоящего поодаль. И это – Божия любовь! Мы просим Бога подарить радость евангелизации всей Церкви, “посланной Христом, чтобы возвестить и преподать любовь Божию всем людям и народам” (Ad gentes, 10). И пусть Дева Мария поможет всем нам быть учениками и миссионерами, маленькими звездами, отражающими Его Свет!»
В заключение Папа Франциск поздравил с Рождеством всех христиан, отмечающих его по Юлианскому календарю, пожелав им мира, утверждения в вере, надежде и любви и утешения тем общинам, которые ныне переживают годину испытаний.
Понтифик упомянул и об отмечаемом в Католической Церкви 6 января Миссионерском Детском Дне, поблагодарив юных участников различных благотворительных инициатив.
Во второй половине дня 6 января, около 16.00 по местному времени, Святой Отец посетил приход Св. Альфонса Марии Лигуори на северной окраине Рима, куда был приглашен, чтобы посмотреть устроенный силами прихожан «живой вертеп». В нем приняло участие свыше 200 человек и немало животных. Были также воссозданы характерные для эпохи Иисуса ремесленные станки, приспособления и инструменты. Папа задержался возле каждой из композиций, побеседовал с их участниками, взял на руки живого ягненка и принял в подарок сладости. Но больше всего внимания он уделил своему маленькому тезке, исполнявшему в вертепе роль Иисуса и утром этого дня принявшему Крещение. В общей сложности Папа Франциск пробыл в окраинном римском приходе около полутора часов.
«Мы начнем этот год с Иисусом, — сказал он прихожанам. – Хотя время Рождества подходит к концу, Он по-прежнему пребывает с нами и побеждает зло. Так будем же молиться, молиться за всех! Прежде всего, за новорожденных детей, но также и за стариков, концентрирующих мудрость».