Святой Франциск Ассизский – небесный покровитель экологов

Святой Франциск Ассизский – небесный покровитель экологов

Экологическая проблематика, о которой так много говорится в мире, приобрела в последнее время чрезвычайную актуальность и в Католической Церкви в связи с выходом в свет Папы Франциска «Laudato si». Притом не все знают, что люди доброй воли, заботящиеся об экологии, имеют своего небесного покровителя: в 1979 г. Папа Иоанн Павел II провозгласил таковым св. Франциска Ассизского. Ниже мы предлагаем вниманию наших читателей отрывок из послания Межфранцисканской Комиссии справедливости, мира и интегральности творения Romas 6, приуроченного к 35-летию этого знаменательного акта.

 

7Наш основатель, св. , повсеместно признан образцом христианского попечения о творении. В нынешнее время экологического кризиса множество людей цитировало св. Франциска и прямо называло его источником своего вдохновения. Это – ученые, представители нехристианских религий, простые верующие и неверующие, и даже члены английского королевского дома. Почему же св. Франциск смог так повлиять на многих людей?

Прежде всего, отметим его страстную и нежную любовь ко всякой твари, как делу рук Божиих. Его глубочайшее уважение к красоте и благу творения, способствовало приумножению его любви и благодарности Богу, Источнику этого благословенного обилия и полноты.

Далее, св. Франциск как никто другой сумел постичь присутствие Бога в Его творении. Бедняк из Ассизи глубоко прочувствовал то обстоятельство, что «естественное» имеет свойство указывать на «сверхъестественное» и ему сопричаствует. Ему открылось, что Бог, ставший плотью в Иисусе Христе, остаётся плотью и в дальнейшем, продолжая дело Своего Воплощения в мире. Другими словами, видение св. Франциском творения было сугубо священнотаинственным и основывалось на интуиции непрерывного Боговоплощения. Таким образом св. Франциск Ассизский предлагает нам концепцию творения, диаметрально отличную от той, которой придерживалось и придерживается множество других христиан, излишне акцентирующих «скверну первородного греха» в ущерб признанию сущностной и непреходящей благости творения, излияния и манифестации плодоносящей Божественной любви. К этому аспекту наследия св. Франциска и апеллировал Папа Иоанн Павел II в своей энциклике Evangelium vitae (п. 83), в которой одобряет «созерцательный подход» тех, кто «не пытается присваивать окружающую реальность себе, но принимает ее как дар, открывая в каждой из вещей отблеск Творца, а в каждой человеческой личности – Его образ».

Сочинением, которое в наибольшей степени характеризует отношение св. Франциска Ассизского к творению, является его «Песнь о Солнце» («Славословие Господу и всем Его творениям»). Особенно бросается в глаза то обстоятельство, что Франциск, обращаясь к творениям, называет их «братом» и «сестрой», тем самым выявляя свою сокровенную связь со всем окружающим миром. Он ликовал при виде солнца, всматривался в звезды, танцевал с ветром, беседовал с огнем, восхищался водой и нежно заботился о земле. «Песнь о Солнце» – это празднование любви Божией, открывающей себя во всём творении, которая, в свою очередь, вызывает ответный гимн хвалы с его, творения, стороны. Данное произведение доказывает, что св. Франциск Ассизский воспринимал как манифестацию щедрой любви Бога. Все тварные вещи были для него знамением и откровением (таинством) Творца, везде оставляющего следы Своего присутствия. И с этой точки зрения имеет ценность само по себе. Другими словами, оно значимо не потому, что обладает той или иной инструментальной или материальной полезностью для людей, а потому, что вышло непосредственно из рук Божиих. В этом и заключается истинная экологическая мудрость. Скажем больше, «Песнь о Солнце» не может быть по-настоящему понята, если мы оставим за скобками любовь св. Франциска к Иисусу Христу, как и почитание св. Франциском Воплощения и Страстей Господа. Божие смирение, побудившее Его войти внутрь мира творения, в то же время безмерно облагородило само .

 

По материалам сайта francis35.org

Print Friendly
vavicon
При использовании материалов сайта ссылка на «Сибирскую католическую газету» © обязательна