Структуры Римско-Католической Церкви в Западной Сибири

Краткая поэтапная

Структуры Римско-Католической Церкви в Сибири начали создаваться в 1812 году миссией Общества Иисуса (ордена иезуитов). Этим годом можно датировать официальное основание двух первых католических приходов Сибири – Иркутского (Восточная Сибирь) и Томского (Западная Сибирь). Все остальные католические приходы Западной Сибири, которые существовали до Октябрьского переворота, выделились из состава Томского. Все эти приходы были непосредственно подчинены Могилевскому архиепископу-митрополиту «всех Римско-католических в Российской империи церквей». Проживал этот иерарх в столице империи – Санкт-Петербурге.
Отделение новых приходов от «материнских» происходило в связи с увеличением численности католиков разных национальностей и их расселением по всей территории Сибири. Причиной увеличения численности были сопровождавшиеся высылками широкие репрессии после подавления польских национально-освободительных восстаний в 30-х и 60-х годах XIX века, а также активное переселенческое движение на свободные сибирские земли, начиная с 80-х годов того же века.
Особенно большой размах возникновение новых католических приходов и строительство новых культовых зданий получило после 1905 г., когда вступил в действие царский указ о веротерпимости. Так, если с 1833 по 1905 год в Западной Сибири было построено 10 католических церквей, часовен и молитвенных домов, то за 12 последующих лет (до 1917 г.) – сразу 36 сакральных объектов.
Естественно, что для столь значительного числа сибирских католических приходов требовалось оперативное церковное руководство. Однако все попытки Рима учредить здесь правильное каноническое управление неизменно наталкивались на противодействие со стороны местных властей и петербургской политической элиты.

Насколько позволяют судить известные в настоящее время архивные источники, впервые вопрос о назначении для Сибири отдельного епископа был поднят еще в 1892 году. 10 марта того года государственный секретарь Святого Престола кардинал Рамполла обратился к царскому правительству с просьбой учредить в центре Сибири епископскую кафедру или Апостольский викариат для рассеянных на огромных пространствах католиков. Мотивировал он это тем, что католики не имеют возможности получать таинство Миропомазания, которое по латинской традиции должен совершать только епископ. Кроме того, без высшего иерарха поместная Церковь с большим количеством священников и приходов нормально функционировать не может. Кардинал Рамполла доводил до сведения правительства Российской империи, что Папа «очень озабочен мыслью о том, что… рассеянные на этом пространстве католики лишены достаточного духовного призрения». Если же отдельная епископская кафедра для Сибири не могла быть основана, то Рим просил хотя бы об учреждении «специального коадьюторства» для Сибири в рамках существующей Могилевской архиепархии. Но даже в этой просьбе было отказано. На прошение, переданное кардиналом Рамполлой, была наложена Высочайшая резолюция: «Не думаю, чтобы это было желательно и нужно».
Во второй раз кардинал Рамполла обратился к правительству России с подобной просьбой в 1900 году. На этот раз речь шла уже не об основании в Сибири епископской кафедры, а просто о разрешении епископу-помощнику (суфрагану) Могилевского архиепископа проживать в одном из сибирских городов. Тем не менее от российских властей опять последовал отказ.

И всё же католический епископ в Сибири появился в связи с общим изменением обстановки в стране и вынужденной либерализацией царского режима. Произошло это спустя почти 100 лет после основания на сибирской земле первых католических приходов. Пастырский визит вспомогательного епископа Могилевской митрополии планировался на 1905 год, а потому годом ранее всем настоятелям сибирских приходов были разосланы вопросные листы с настоятельной просьбой прислать на них ответы и как следует подготовиться к предстоящей визитации. Однако на деле епископ, а им был суфраган Иоанн Цепляк, смог приехать в Сибирь только в 1909 году. Плодом его личного ознакомления с ситуацией Церкви в Сибири стало учреждение в следующем 1910 году «местного церковного самоуправления», что выразилось в организации деканатов. 10 июня 1910 года территория Западной Сибири была поделена между Томским и Омским деканатами. Кроме того, был создан Иркутский деканат для Восточной Сибири.
Но позиция царского правительства относительно назначения отдельного епископа для Сибири продолжала оставаться неизменной и была вновь подтверждена в 1911 году. Тогда премьер-министр и министр внутренних дел Петр Столыпин сообщил сибирскому генерал-губернатору, что хотя в результате миграционных процессов количество католиков в Сибири продолжает неуклонно возрастать, «общее направление католицизма как Церкви воинствующей (…) вынуждает относиться ко всякого рода усилению организации католицизма в России с величайшей осторожностью».

В такой «двухдеканатной форме» и просуществовали канонические структуры Католической Церкви в Западной Сибири до 1 декабря 1921 года, когда Святым Престолом был учрежден Апостольский викариат Сибири. Однако первый апостольский викарий был назначен лишь три года спустя – 17 декабря 1924 года. Им стал бернардинец Герард Петровский, постоянно проживавший в Харбине (Маньчжурия), а потому оторванный от своего викариата. В 1926 году новым апостольским викарием стал Томский декан священник Юлиан Гронский.
Но в дальнейшем естественное развитие структур Католической Церкви в Сибири было насильственно прервано Советской властью и вновь стало возможным лишь с падением тоталитарного атеистического режима. В 1991 году Папой Иоанном Павлом II была основана Апостольская администратура для католиков латинского обряда Азиатской части России, которая в 1999 году была разделена на две с центрами в Новосибирске и Иркутске. 11 февраля 2002 года был сделан следующий шаг к нормализации жизни Католической Церкви в естественно присущих ей канонических структурах: Иоанн Павел II преобразовал администратуры в полноценные . Таким образом, впервые в истории, «католическая Сибирь» оказалась охвачена каноническим церковным управлением.
Любопытно, что практически на каждом этапе формирования необходимых и нормальных для всех католиков во всём мире структур католики Сибири сталкивались с той или другой формой враждебного к себе отношения и непонимания.

А. Масленников
СКГ № 5 2002 г.

Print Friendly
vavicon
При использовании материалов сайта ссылка на «Сибирскую католическую газету» © обязательна