Стоя у подножия Креста…

Священник Сергей ДавыдовДорогие братья и сестры!

Средоточие нашей веры и нашего упования – Пасха Христова, Воскресение в жизнь вечную. Именно в Своем Воскресении Иисус Христос предвосхитил нашу участь: смерть отныне не господствует над нами. Как воскрес Иисус Христос, так и каждый из нас воскреснет. Но какое же значение при этом имеет Великий Пост? Ведь кто-то может спросить: если наша вера имеет Пасхальный характер, зачем же делать такой сильный акцент на покаянии? Зачем нам созерцать кровь и терновый венец? Зачем нам смотреть на это орудие казни? Зачем нам проливать слезы покаяния? Ведь мы должны радоваться…

На первый взгляд, такие соображения могут показаться убедительными. Однако задумаемся над следующим обстоятельством: если Сам Господь наш Иисус Христос решил пройти этот путь, если Он позволил надеть на Себя терновый венец, если Он простер руки Свои на кресте, чтобы быть пригвожденным, если Он умер и провел три дня во гробе, значит для чего-то это было нужно! Значит, по каким-то причинам Господь предпочел именно этот путь Спасения – ценой крови и ценой жизни. Христос должен был пострадать и умереть, чтобы таким образом победить смерть. Великий Пост как раз и демонстрирует нам значимость Его жертвы. Пасхальная тайна наполняет нас радостью и надеждой. Но для нас Пасхальная тайна – это грядущая перспектива, ее реализации в нашей личной жизни мы пока еще ожидаем. А что же нам делать со своей жизнью сейчас, сегодня, сию минуту? Что нам делать с теми многочисленными проблемами, которые нас осаждают? Как нам понять значение зла и страдания в нашей жизни? Как принять болезнь? Как простить того, кто нас так сильно обидел, того, кто по всем человеческим соображениям является нашим смертельным врагом? Как научиться любить? Как научиться видеть и познавать собственные грехи? Если мы будем вглядываться лишь в далекую перспективу, не замечая происходящего «у нас под носом», то не сможем познать даже самих себя и будем обречены обманываться. Мы будем обречены уговаривать себя, усыплять свою совесть фальшивым соображением: «ведь Христос уже умер за твои грехи, Он воскрес и простил тебе все грехи, прошлые и будущие…»

Он и в самом деле простил нам все грехи, но лишь в перспективе нашего покаяния. Он прощает нам грехи, только если мы просим Его об этом. Именно к покаянию призывает Он нас. И эту перспективу нашей жизни – сегодняшней, теперешней жизни, как подготовки к грядущему воскресению, – и призван проиллюстрировать Великий Пост.

Центр Великого Поста – это Крест Христов. Поэтому богослужение Крестного пути занимает в этот литургический период совершенно особое место.

Чему же мы должны научиться, стоя под Крестом? Мы сможем понять, насколько нам необходимо Воскресение, насколько важен для нас Христос, насколько Он нужен нам в повседневной жизни, лишь в том случае, если осознаем, что Он сделал для нас, для нашего Спасения. И как раз эту истину мы уясняем, стоя у подножия Голгофского креста. Когда ты увидишь тело, пронзенное гвоздями и истекающее кровью, повисшее на древе, и поймешь, что всё это – за тебя и ради тебя, только тогда ты поймешь, какой ценой ты искуплен и какова цена твоего Спасения. Когда на стояниях Крестного пути ты увидишь, какие издевательства и унижения претерпевал ради тебя Христос, ты невольно начнешь вглядываться вглубь собственной души, сознавая себя великим грешником, нуждающимся в обращении. Перед Крестом невозможно лицемерить, невозможно лгать самому себе и уговаривать себя лживыми софизмами. Глядя на Крест, ты видишь себя как в зеркале, во всей своей неприглядной «красе».

Мне трудно простить такого-то человека, ведь он меня так обидел! — Посмотри на Крест Христов…

Мне трудно принять болезни, начинающие одолевать меня с возрастом! — Посмотри на Крест Христов…

Люди не понимают и отвергают меня, я так одинок! — Посмотри на Крест Христов…

Крест – лучшая школа христианства. У его подножия мы научаемся всему самому важному. А прежде всего – пониманию, что Крест – это как раз и есть то, что мне необходимо, чтобы вместе со Христом воскреснуть. Ведь Христос ради меня прошел этот путь, принял страдания, чтобы я не говорил, что Он не страдал, когда я тут страдаю. Принял унижения, непонимание близких, одиночество, чтобы я не говорил, что несчастнее меня нет никого на свете. Иисус прошел «нашим путем» раньше любого из нас, а ученик – не выше Учителя своего.

Вот чему учит нас Великий Пост. В конечном счете, он открывает нам правду о нас самих. И эта «голая правда», в свою очередь, велит нам покаяться. Покаяние и есть просьба о Спасении. Ибо с тем грузом, с теми «переполненными коробами» наших грехов, наших недоумений, наших недоработок и прочих наших «недо-», который нас всё еще отягощают, мы не войдем в Царствие Божие. Пост помогает нам избавиться от той страшной лжи, внушенной врагом рода человеческого, что мы, дескать, «спасемся и так». Пост обращает нас к правде жизни, к истинному положению вещей, положению нашей души, состоянию наших отношений с другими людьми, а прежде всего – отношений с Богом.

Можно очень много говорить о дарах, связанных с плодотворным проведением Великого Поста. Их все не перечислишь. Но даже самое малое наше усилие, самый незначительный шаг, попытка реализовать в своей жизни хотя бы немногое из намеченной «программы покаяния», не останется без плода.

В сегодняшнем Евангелии Господь нам дает практические советы, как переживать Великий Пост. Великий Пост – это не театральное представление, не трагедия, разыгрываемая на сцене. И не нужно театральным образом заниматься «самоумерщвлением», особенно если это делается напоказ. Пост начинается «внутри нас», глубоко-глубоко в сердце, и начинается он с созерцания Креста Христова. И желание начать работу покаяния и очищения рождается в сокровенных глубинах души. Стать лучше, помогать ближним, взглянуть на ближнего моего другими глазами… И нашу гордыню мы сможем победить под Крестом. Попробуй-ка под Крестом гордиться… Попробуй-ка заявить под Крестом, что я – лучше других… Перед этим орудием нашего Спасения становятся невозможны лицемерие и ложь. И как раз поэтому Великий Пост – это путь к счастью и радости, к восприятию Спасения и вечной жизни. Но этот путь пролегает через «долину очищения», и очищение может показаться мучительным. Однако оно – то целительное лекарство, та болезненная, но необходимая хирургическая операция, без которой невозможно выздоровление нашей души.

У поста – три главных элемента, о которых говорит нам Слово Божие.

«Собственно пост», связанный с некоторыми ограничениями в пище, но и в других вещах, имеющих не меньшее, а, может быть, и большее значение. В чем же цель таких ограничений? В том, чтобы не дать себе преждевременно расслабиться и «раскиснуть», духовно разлениться и утратить концентрацию. Ограничения поста, подобно тесной, облегающей одежде, вынуждают нас подтянуться, втянуть живот, расправить плечи. «Помните о вашем звании и призвании», — говорит нам сегодня апостол Павел.

Милостыня, которой нужно учиться у Христа. Наша милостыня, наши «пожертвования» и «приношения» не идут ни в какое сравнение с Его Жертвой. Однако мы всё же имеем возможность подражать Ему, хотя бы в силу наших малых возможностей. Необходимо подражать Иисусу не только в Его страданиях, но и в Его любви, иначе мы рискуем просто ожесточиться.

А чтобы это стало возможным, необходимо упрочить и углубить нашу молитву. Молитвенное напряжение Великого Поста значительно больше, чем в рядовое время. В молитвенном общении с Богом нам необходимо хорошо продумать план или «расписание» своего поста, составить его «программу». В этой программе будут соседствовать и «собственно пост», т.е. некие ограничения, помогающие нам сосредоточиться, и добрые дела или дела любви, т.е. «милостыня», и молитва, которая «объемлет всё».

Отец наш Небесный действует «втайне», как говорит нам евангельское чтение. Некоторым образом «втайне» должен проходить и наш Великий Пост. Конечно, совсем «тайным» он быть не может. Мы, как община, будем вместе участвовать в богослужениях, вместе придем на духовные упражнения, да и наше свидетельство миру имеет значение. Другие люди, как внутри общины, так и вне ее, должны почувствовать нашу любовь, наше внимание и терпение. Но наши усилия ни в коем случае не должны быть показными, а право оценивать их принадлежит исключительно Самому Господу. Конечно же, любое наше стремление приблизиться к Нему, сделать шаг Ему навстречу, не останется с Его стороны без ответа. Обряд возложения на голову пепла поможет нам открыться на всё духовное богатство поста, на все те дары, которые он нам обещает. С этими дарами мы продолжим наш путь к Пасхальному утру, к Воскресению Христову, а значит, и к нашему воскресению. Тот, кто решится умереть со Христом, со Христом и воскреснет! Аминь.

Священник Сергей Давыдов,
Администратор Кафедрального собора
Преображения Господня в Новосибирске

Print Friendly
vavicon
При использовании материалов сайта ссылка на «Сибирскую католическую газету» © обязательна