Слово Папы Франциска перед молитвой «Ангел Господень» в 24-е Рядовое воскресенье. 17 сентября, площадь Св. Петра
Дорогие братья и сестры, здравствуйте!
В евангельском фрагменте сегодняшнего воскресенья (Мф 18,21-35) нам предложено учение о прощении. Реальность причиненного вреда при этом не игнорируется, однако подразумевается, что человек, сотворенный по образу Божию, всегда выше любого причиненного зла. Петр спрашивает Иисуса: «Господи! сколько раз прощать брату моему, согрешающему против меня? до семи ли раз?» (Мф 18,21). Петру кажется, что одному и тому же человеку можно прощать максимум семь раз. А нам порой кажется, что и два раза прощать – это слишком много. Однако Иисус отвечает: «Не говорю тебе: до семи раз, но до седмижды семидесяти раз» (Мф 18,22), т.е. фактически всегда. Прощать нужно всегда. И подтверждает эту истину рассказанной притчей про царя и безжалостного раба, в которой продемонстрирована вся абсурдность поведения того, кто сам был прощен, а потом отказался прощать другого человека.
Царь из притчи весьма щедр, он проявляет сочувствие к умоляющему о пощаде слуге и прощает ему непомерный долг – «десять тысяч талантов». Но этот же слуга, встретив другого слугу, такого же, как и он, который должен ему сто динариев, что несравненно меньше, проявляет жестокость и бросает должника в тюрьму. Противоречивое поведение раба – это наше поведение, если мы отказываемся прощать наших братьев. Между тем, царь из притчи символизирует Бога, любящего нас любовью милосердной настолько, что Он может постоянно принимать, любить и прощать нас.
В момент нашего Крещения Бог простил нас, отказавшись от требований выплатить долг, который невозможно выплатить: первородный грех. Это – на первый раз. А затем в Своем безграничном милосердии Он прощает нам все преступления, стоит нам продемонстрировать лишь минимальные признаки раскаяния. Настолько Он, Бог, милосерд! И когда возникнет у нас соблазн закрыть свое сердце для обидевших нас людей, давайте вспомним слова, сказанные Небесным Отцом безжалостному слуге: «Весь долг тот я простил тебе, потому что ты упросил меня; не надлежало ли и тебе помиловать товарища твоего, как и я помиловал тебя?» (Мф 18,32-33). Всякий, кто познал проистекающие из прощения радость, мир и внутреннюю свободу, будет открыт возможности прощения ближних.
Иисус возжелал включить учение, содержащееся в этой притче, также в молитву «Отче наш». Там он поставил в прямую зависимость испрашиваемое нами у Бога прощение и прощение, которым мы обязаны нашим братьям и сестрам: «И прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим» (Мф 6,12). Прощение Бога – это характерная черта Его щедрой любви к каждому из нас. Эта любовь предоставляет нам свободу ухода, как это сделал блудный сын, но в то же время постоянно ожидает нашего возвращения. Это – беззаветная любовь пастыря к заблудшей овце. Это – нежность, с какой приветствуют каждого стучащегося в двери грешника. Отец Небесный, наш Отец, преизобилующий любовью и желающий одарить нас ею, не в состоянии сделать это до тех пор, пока наши сердца остаются закрытыми и не вмещают любви к другим людям.
Так пусть же Дева Мария поможет нам в еще большей мере осознать всю искренность и красоту полученного от Бога прощения, чтобы и нам стать милосердными как милосерд Он, Благой Отец, терпеливый и преисполненный милосердия.
Перевод «Сибирской католической газеты»