Слово Папы Франциска перед молитвой «Ангел Господень» в 22-е Рядовое воскресенье. 3 сентября, площадь Св. Петра
Дорогие братья и сестры, здравствуйте!
Сегодняшний фрагмент Евангелия (Мф 16,21-27) является продолжением того, который был прочитан в прошлое воскресенье. Тот отрывок был посвящен исповеданию веры Петра – «скалы», на которой Иисус пожелал воздвигнуть Свою Церковь. Сегодня же, на резком контрасте, Матфей демонстрирует нам реакцию самого Петра на слова Иисуса, когда Тот сообщил ученикам, что в Иерусалиме Ему придется страдать, умереть и воскреснуть. Петр отводит Наставника в сторону и укоряет Его за эти слова, заявляя, что всё это не может случиться с Ним, Христом. На что Иисус, в свою очередь, весьма сурово укоряет Петра: «Отойди от Меня, сатана! ты Мне соблазн! потому что думаешь не о том, что Божие, но что человеческое». За минуту перед тем апостол был назван «блаженным» (благословенным Отцом), потому что получил откровение от Отца, он был непоколебимой «скалой», на которой Иисус имел возможность построить Свою общину. Но в мгновение ока он превращается в препятствие, становится камнем, но предназначенным уже не для строительства, а камнем преткновения на пути Мессии. Иисус хорошо знает, что как Петру, так и другим, предстоит еще пройти долгий путь, чтобы подлинно стать Его учениками!
Тогда Наставник обращается ко всем следовавшим за Ним, со всей ясностью представляя им путь, который им предстоит преодолеть: «Если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною» (Мф 16,24). Во все времена, в том числе и сегодня, имеет место искушение пойти за Христом без креста, больше того, искушение поучать Бога, какой именно путь является правильным, по примеру Петра, который сказал: «Господи! Да не будет этого с Тобою!» Но Иисус напоминает нам, что Его путь – это путь любви и что подлинной любви не бывает без самоотречения. Мы не для того призваны, чтобы принимать точку зрения мира сего, а для того, чтобы в полной мере осознать необходимость для нас, христиан, идти против течения, вверх, и все связанные с этим тяготы.
Иисус дополняет Свое предложение словами, содержащими великую, непреходящую мудрость, словами, в которых брошен вызов эгоцентричным ментальности и поведением. Он предупреждает: «Ибо кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее, а кто потеряет душу свою ради Меня, тот обретет ее» (Мф 16,25). В этом парадоксе заключено золотое правило, вписанное Богом в сотворенную во Христе человеческую природу, правило, утверждающее, что смысл жизни и счастье могут проистекать только из любви. Растрачивать свои таланты, силы и время только для того, чтобы что-то свое уберечь, что-то захватить, чтобы самореализоваться, это, на самом деле, путь к погибели либо же путь к скорбному и бесплодному существованию. Если же мы живем для Господа и строим нашу жизнь на любви, как подобает рабам Иисуса, то сможем познать вкус истинной радости и наша жизнь не будет бесплодной – она станет плодотворной.
Мы переживаем тайну Креста, празднуя Евхаристию. Мы не только вспоминаем, мы совершаем живое воспоминание искупительной Жертвы, в которую Сын Божий целиком принес Себя Самого, чтобы вновь обрести Самого Себя от Отца и, тем самым, отыскать и нас, потерянных вместе со всем творением. Всякий раз, когда мы участвуем в св. Мессе, любовь распятого и воскресшего Христа передается нам в виде пищи и пития, дабы мы смогли день за днем следовать за Ним в конкретном служении братьям.
Так пусть же Пресвятая Дева Мария, следовавшая за Иисусом вплоть до Голгофы, сопровождает также и нас и поможет нам не бояться креста – креста на котором был распят Иисус, а не креста без Иисуса, креста Иисуса, коим являются скорби, переносимые ради любви к Богу и братьям, ибо эти скорби, благодатью Христовой, беременны воскресением.
Перевод «Сибирской католической газеты»