Скрытая слава Фавора

Duccio. Maiesta.Библейское размышление на 2-е воскресенье Великого Поста. Год C.

Быт 15,5-12.17-18; Флп 3,17 – 4,1; Лк 9,28b-36

Евангелие 2-го воскресенья Великого Поста повествует нам о Преображении Господа. Это одно из наиболее таинственных и удивительных событий Нового Завета, о которых нам сообщают сразу три Евангелия (Мк 9,2-8; Мф 17,1-8 и Лк 9,28-36).

Версия Преображения у Луки отражена в тексте, помещенном в 9-ой главе этого Евангелия, в череде других эпизодов, героем которых является Иисус. Все они призваны дать ответ на вопрос, прозвучавший в той же главе из уст четвертовласника Ирода: «кто же Этот, о Котором я слышу такое?» (Лк 9,9).

Последующие эпизоды иллюстрируют варианты ответов на заданный вопрос. Иисус – это Тот, в Ком пребывает сила Божия, и Кто способен удовлетворить нужду людей Боге (Лк 9,10-17). Петр исповедует Иисуса «Христом Божьим» (Лк 9,18-21), а Иисус называет Себя страждущим Сыном Человеческим (Лк 22,43-45). Иисус – Учитель, за Которым необходимо последовать и Которому необходимо хранить верность вплоть до самопожертвования (Лк 9,23-27). Наконец, Иисус – Единственный Сын Божий, Возлюбленный Бога, и подтверждением этому служит величественная сцена Преображения (Лк 9,28-36).

Лука, подобно Марку и Матфею, помещает эту сцену сразу же после первого предсказания Иисусом Своих Страстей. Благодаря этому устанавливается стратегически важная параллель между эпизодами Преображения и Крещения (Лк 3,21-22). Иисус смиренно принял Крещение покаяния и перед началом Своего общественного служения получил подтверждение с Небес, что Он есть Сын Божий, Возлюбленный. Сцена Преображения следует вскоре после первого предсказания Иисусом Своих Страстей, смерти и Воскресения. Она призвана подтвердить слова Иисуса о том, что Его страдания приведут Его к славе (Лк 9,32).

Атрибуты евангельской сцены Преображения: «шесть дней», сияние лица Иисуса, облако, возвращают нас к истории восхождения Моисея на гору Синай (Исх 19,16; 24,15-18; 34,29-35). У Луки «гора» – это постоянное место молитвы Иисуса (ср. Лк 6,12; 22,39-41). Моисей и Илия представляют Закон и Пророков Ветхого Завета. По еврейскому преданию они не умерли, а были взяты живыми Богом на небеса. Шатры или палатки ассоциируются с еврейским праздником Кущей.

Лука называет темой беседы, состоявшейся на горе между Иисусом, Илией и Моисеем, «исход» Иисуса (Лк 9,31). Здесь содержится намек на смерть, Воскресение и Вознесение Иисуса, которые произойдут в Иерусалиме – этом «провиденциальном» городе (ср. Лк 9,51). Но упоминание об «исходе» может ассоциироваться и с освобождением Израиля из Египта, его вхождением в Землю Обетованную. В завершение эпизода «глас с небес», подобный уже прозвучавшему ранее в сцене Крещения, призывает «слушать» Иисуса (Лк 9,35).

Рассказ о Преображении скомпонован Лукой очень искусно. Автор намеренно стремится вызвать у читателя ассоциации сразу с несколькими сюжетами Ветхого Завета. Вспомним, к примеру, откровение Бога на горе, описанное в Книге Исход (Исх 24,12-18). Тогда «слава Господня осенила гору Синай; и покрывало ее облако шесть дней, а в седьмой день [Господь] воззвал к Моисею из среды облака. Вид же славы Господней на вершине горы был пред глазами сынов Израилевых, как огонь поядающий. Моисей вступил в средину облака и взошел на гору; и был Моисей на горе сорок дней и сорок ночей».

Эпизод теофании в Книге Исход имеет достаточно много общих деталей с историей Преображения. Это – гора, облако, «шесть дней» (так у Марка в Мк 9,2; у Луки Иисус поднялся с учениками на гору Фавор «дней через восемь»), присутствие Моисея, голос с небес, явление Божией славы. Сияние лица Моисея после его пребывания в обществе Бога (Исх 34,29-35) также имеет свою параллель в сегодняшнем Евангелии. Всё это позволяет увидеть в сцене Преображения событие Божественного Откровения и поместить его в ряд других таких событий.

В промежутке между днями и ночами искушений в дикой пустыне и тьмой Голгофы, лучи славы буквально брызжут со страниц сегодняшнего Евангелия. Одно становится очевидным: на вершине горы Фавор Иисус и три Его ученика получают возможность насладиться глубочайшим опытом Богоприсутствия. Уже было кем-то сказано, что жизненный путь христианина пролегает между двумя горами, одна из которых называется «Голгофа», а другая – «Фавор». Если мы глубже вдумаемся в текст сегодняшнего Евангелия, то получим ободрение и поддержку, столь необходимые нам для нашего собственного Великопостного путешествия. Каждый из нас нуждается в глотке славы, который помог бы ему пережить кромешную тьму «духовных ночей».

Проникнуть в скрытый смысл текста нам поможет и анализ некоторых географических подробностей. Гора Фавор располагается между двумя деревушками: Дабборийех и Наин. В 7-ой главе Евангелия от Луки описано, как Иисус воскрешает сына вдовы из деревушки Наин, расположенной как раз напротив горы Фавор. Иисус вырывает из лап смерти единственного сына вдовы и молва о Нем расходится по всей окрестности. Иисус творит чудеса и раздвигает границы возможного: Он дотронулся до мертвого мальчика и вернул его к жизни.

Согласно сообщению Луки, Иисус сразу же после Преображения спустился к другому небольшому поселку, расположенному у подножия горы. В Евангелии этот населенный пункт не назван по имени, сегодня он носит арабское название Дабборийех, в честь легендарной прорицательницы и правительницы Израиля Деворы, о которой рассказано в ветхозаветной Книге Судей. Завидев приближающегося Иисуса, от толпы отделяется и бросается Ему навстречу человек. Этот человек хочет рассказать известному в округе Чудотворцу о страданиях своего единственного, больного эпилепсией сына. Иисус вновь вступает в поединок с человеческой нуждой: Он изгоняет злого духа, исцеляет мальчика и возвращает его отцу (Лк 9,42).

Итак, событие Преображения локализовано между поселками Наин и Дабборийех и является поворотным пунктом странствий Иисуса: очень скоро начнётся Его путешествие в Иерусалим (Лк 9,51). Воскрешение сына Наинской вдовы и исцеление больного эпилепсией мальчика как бы задают рамки, внутри которых и помещается опыт Преображения. Апостолы высказывают желание остаться на горе, что иллюстрирует искушение покоем – естественного человеческого стремления избегать трудностей, рисков, противоречий и других жизненных проблем. Но как раз тогда, когда ученики предпочли бы остаться в уединении, вдали от разгоряченных толп, не рискуя стать «нечистыми» из-за касания мертвого тела, неуязвимыми для ритуального осквернения, свободными от необходимости вести изнурительную борьбу с бесами, Иисус принуждает их спуститься с горы Откровения, чтобы столкнуться с еще более многочисленным воинством демонов и принести бескорыстное исцеление от имени Божия всем страждущим.

Так чему же научились апостолы на вершине горы? Они глубже проникли в тайну личности Иисуса, лучше уразумели Его Божественную, назначенную свыше миссию. Фаворский опыт необходим в ходе путешествия в Иерусалим: в свое время он «подпитывал» Иисуса и Его апостолов; он необходим и нам, чтобы обрести столь нужные перспективу, видение и силы для нашей христианской жизни и ученичества.

Однако сцена Преображения порождает и ряд вопросов. В частности, мы можем спросить: Почему Бог явил свою славу именно на уединенной вершине Фавора, где никто другой, кроме трех человек (Петра, Иакова и Иоанна), не мог ее созерцать? Почему Бог не приберег столь блистательного Откровения для Голгофы?

Ответ на эти вопросы очевиден. Для того, чтобы войти в свет, мы прежде должны пройти через тьму. Сцена Преображения учит нас, что сияющая славой Божия жизнь включает в себя и смерть. Нельзя прийти к жизни вечной иначе, как через смерть. Не существует «кружного пути» по равнине; есть только этот, пролегающий через Иерусалим и Голгофу. Но, с другой стороны, ужасающая тьма может воссиять ослепительной славой.

И теперь, перебирая в памяти события ушедшего года, попытаемся припомнить моменты «Фавора» на нашем собственном жизненном пути. Кто был с нами рядом, когда мы переживали эти моменты? Чем эти моменты были для нас особенно важны? Что напугало нас «на горе»? Что, напротив, привлекло? Почему нам было приятно там находиться? Что пугает нас при спуске «с горы»? Кто или что ждет нас у ее подножия? Какое путешествие нам предстоит в дальнейшем? Можем ли мы взглянуть на предстоящее нам путешествие «другими глазами»? Можем ли мы сострадать другим людям, встреченным нами на «переходах» и «привалах» нашей жизни, можем ли принести им утешение и надежду?

В это 2-е воскресенье Великого Поста мы можем интерпретировать сцену Преображения так, чтобы осознать постоянное присутствие Христа в нашей жизни. Он способен взять на Себя ответственность за всё, происходящее в нас и вокруг нас. Он также способен преобразить то, что нас больше всего тревожит. Бог способен сокрушить бастионы нашего неверия и тревоги, даже те из них, с которыми мы не можем ничего поделать. Бог приходит к нам в Своем сиянии, силой Своего Животворящего Духа, и в нашей жизни отражается Его собственный Лик.

На этой неделе нам посчастливилось быть среди тех, кто слушал Слово Божие и был преображен им. Теперь мы спускаемся с горы Откровения, а напутствием нам пусть послужат прекрасные слова молитвы Блаженной Терезы Калькуттской, которую она, вдохновленная духовным наследием достопочтенного кардинала Джона Генри Ньюмана, подарила своему ордену:

Мой дорогой Иисус! Помоги мне распространять Твое благоухание всюду, куда бы я ни пришла.
Наполни мою душу Твоим Духом и Твоей жизнью.
Проникни меня всю, обладай мною, такой немощной,
чтобы вся моя жизнь стала исключительно Твоим сиянием.

Сияй через меня и соделай, чтобы всякая душа, приходящая в соприкосновение с моей душой, смогла ощутить в ней Твое присутствие.
Позволь другим душам, глядя на меня, не видеть больше меня, а только Иисуса!
Пребудь со мной, и тогда я начну сиять, как сияешь Ты.
Так сиять, чтобы стать светильником для ближних.

Пусть мой свет, о Иисус, целиком исходит только от Тебя, и ни в малейшей мере от меня.
Это будешь Ты, изливающийся через меня на других людей.
Позволь мне прославить Тебя так, как это более всего угодно Тебе:
изливая свет на всех, кто вокруг меня.

Помоги мне проповедовать Тебя, не проповедуя.
Проповедовать не словами, а собственным примером.
Заражающей мощью, привлекающим воздействием того, что я делаю.
Моё сердце преисполнено любви к Тебе.
Аминь.

Священник Томас Розика, ЧСВВ

Print Friendly
vavicon
При использовании материалов сайта ссылка на «Сибирскую католическую газету» © обязательна