Руководитель Новосибирской духовной предсеминарии – о новой программе этого учебного заведения
О новой программе вновь открывшей свои двери после двухгодичного перерыва Новосибирской духовной предсеминарии, о ее целях и перспективах, о ее наставниках и воспитанниках рассказывает координатор и духовник этого учебного заведения о. Себастьян Прието Силва, SJ.
— Мы с радостью приветствуем Вас в нашей редакции, дорогой о. Себастьян!
Расскажите пожалуйста, какие намечаются новшества в протекании учебного процесса в Новосибирской духовной предсеминарии, в чем их отличие от предыдущих методик, какие обнаружились новые нюансы?
— Программа рассчитана на одногодичный, а не на двухгодичный, как это было раньше, цикл. Предусмотрены три срока пребывания всех воспитанников в Новосибирске, каждый продолжительностью в 10 дней. Первый такой период – сразу после зачисления в предсеминарию – не так давно завершился. Второй намечен на февраль, а третий, заключительный – на конец июля 2017 г. Всё остальное время наши воспитанники будут проводить в приходах. Ответственные за их формацию приходские священники являются ректорами нашей предсеминарии, а я – координатор и духовник. Сегодня в нашем учебном заведении три ректора: о. Александр Деппершмидт (Славгород), о. Григорий Федосеев (Омск), о. Войтех Зиолек, SJ (Томск).
Все наши воспитанники имеют рекомендацию своих епископов, а их зачислению предшествовало собеседование с членами приемной комиссии. Возглавлял приемную комиссию епископ Иосиф Верт, который и принимал окончательное решение о приёме кандидатов в предсеминарию.
Есть определенный «риск», связанный с новой программой. Раньше воспитанники проводили в Новосибирске два года и жили, практически, как в монашеском новициате. Они были постоянно на виду, и неподходящего кандидата можно было в любой момент отправить домой. Теперь мы предоставляем нашим учащимся больше самостоятельности, но это означает, что и требования к ним при поступлении должны предъявляться более высокие. Существует и наша ответственность перед приходскими настоятелями-ректорами: они принимают к себе в дом нового, незнакомого им прежде человека, и этот человек не должен быть в Церкви «случайным».
— И каким же образом родилась концепция этой новой программы?
— Я очень долго и напряженно ее обдумывал. Советовался с другими священниками, с моими братьями по Ордену, в том числе, и с теми, кто раньше был ректором или духовником предсеминарии, преподавал в ней. Разумеется, процесс разработки программы проходил под непосредственным наблюдением нашего Отца Епископа. Мы встречались с ним не реже одного раза в неделю на протяжении нескольких месяцев. В конечном итоге, эта программа была принята всеми четырьмя католическими епископами России.
— По какому принципу назначались ректоры? Каковы их полномочия?
— Я много молился Господу, прося Его указать правильный критерий выбора. Решение принималось после совета со священниками, с бывшими семинаристами и, разумеется, с Отцом Епископом. Первоначально планировалось отправлять наших воспитанников только в приходы, обслуживаемые епархиальными священниками, а не монахами, но потом мы пришли к выводу, что это необязательно. Мы старались подобрать такие приходы, где есть возможность оказывать реальную помощь настоятелю в его пастырской работе и где активно развивается социальное служение. Мы исходили из того, чтобы облегчить учащимся предсеминарии максимально близкое знакомство с реалиями российских католических приходов. Чтобы они на своем опыте познали, как и чем живут эти приходы, какова специфика служения священника в «полевых», а не в искусственно-монастырских условиях. Чтобы увидели не только «парадно-пастырскую» сторону служения священника, но и административную, экономическую, которые ведь тоже очень важны, чтобы увидели священника в его повседневном обиходе, во время труда и отдыха, молитвы и служения людям. Увидели священника за рулем, с лопатой в руке, на стройке… Одним словом, познали, что это значит быть католическим священником в России сегодня.
А полномочия ректоров – такие же, какие обычно бывают у ректора учебного заведения. Они имеют реальную власть, могут даже отчислить учащегося, если для этого есть весомые причины.
— Долго пришлось «уговаривать» ректоров, чтобы они согласились?
— Все согласились, кто-то сразу, а кто-то – попросив время на размышление.
— Чем были наполнены первые десять дней пребывания воспитанников предсеминарии в Новосибирске?
— Первый день – их собеседования с членами приемной комиссии. Наши кандидаты очень переживали, готовились, но всё для них завершилось благополучно. Однако больше всех переживал я сам! Вечером этого же дня мы приняли участие в св. Мессе в предсеминарской часовне, которую возглавлял Отец Епископ. По окончании богослужения Владыка поужинал вместе с нами, а затем на первой общей встрече уже зачисленных в предсеминарию воспитанников рассказал им об истории собственного призвания.
Это время стало для меня временем изучения характеров учащихся. И временем принятия решений, кого в какой приход направить, чтобы характеры воспитанников удачно сочетались с характерами их ректоров.
В первый же день после зачисления наши воспитанники обучались молитве по Литургии Часов. «Мастер-класс» для них провел недавний выпускник Высшей Духовной семинарии в Санкт-Петербурге диакон Денис Марчишин.
Всё это время учащиеся предсеминарии обедали за общим куриальным столом, вместе с епископом, священниками, работниками Курии. За обедом они скромничали, зато в ходе ужина в своем кругу начинались бурные обсуждения, сыпались шутки и обмен впечатлениями.
В последующие два дня мы поделились опытом действия Бога в нашей жизни. Каждый из участников имел час времени, чтобы рассказать о своем пути в жизни и вере, о пробуждении в своем сердце духовного призвания. Подготовка к такому выступлению длилась два часа, а затем каждому воспитаннику давался час, чтобы рассказать о самом себе. Далее следовало молитвенное размышление в тишине об услышанном и «эхо», выраженное в вопросах и комментариях аудитории. Мы все вместе молились о каждом из воспитанников в свете услышанного от него рассказа о его жизни и призвании в течение 30 минут.
Еще в один из дней учащиеся познакомились с программой курса, который им предстоит пройти. Я рассказал им о целях, сроках, вызовах, роли координатора-духовника и ректоров. И подробно объяснил им важность молитвы и духовного чтения. Они выбрали книги из семинарской библиотеки, которые взяли с собой в приходы, и в общении с которыми проведут время до следующей нашей общей встречи в феврале. Духовное чтение особенно значимо как средство подготовки к должному переживанию Евхаристии. Обязательной является также ежедневная молитва – не менее часа в день, подробное испытание совести с «просмотром дня» перед сном…
Я вручил им руководство по чтению Библии. Я не ожидаю, что они за этот неполный год прочитают всю Библию от корки до корки. Но им обязательно нужно «пройти» Библию, познакомиться с основным содержанием всех библейских книг. Полезной в этом отношении будет составленная мною подборка ключевых библейских фрагментов и цитат. И еще: воспитанникам предсеминарии важно читать именно саму Библию, а не литературу о Библии. И при этом самому делать записи. Всё это имеет огромную значимость для личной духовной жизни, но также и для апостолата.
Таким же образом нашим воспитанникам предстоит познакомиться с ключевыми главами Катехизиса Католической Церкви, глубоко проникая в смысл Божиих заповедей, Таинств, догматов нашей веры… Здесь предстоит проделать огромную работу.
Далее, учащимся предстоят занятия по английскому языку, а кому-то – и по русскому языку. Я выяснил имеющийся у каждого уровень знания английского языка за ужином, когда предложил говорить только по-английски. В дальнейшем все наши воспитанники продолжат изучение английского на курсах разных ступеней, в зависимости от имеющейся у них подготовки.
А еще всем воспитанникам было предложено написать текст о Таинствах, десяти заповедях, основных молитвах, апостолах и евангелистах на одну страничку, и свой вариант Евангелия на три страницы. Потом эти работы были переданы высококвалифицированному преподавателю русского языка, который высказал каждому учащемуся свои замечания, пожелания относительно владения родным языком и дал конкретные советы, как ему дальше совершенствоваться во владении письменной речью. К моменту поступления в Высшую Духовную семинарию проблема литературного выражения своих мыслей для наших выпускников не должна существовать, им тогда надо будет сосредоточиться на содержании. А писать им в их будущей учебе придется много.
Последние четыре дня пребывания учащихся в Новосибирске были посвящены духовным упражнениям. Но прежде, чем отправиться в загородный дом, где проводились реколлекции, мы приняли участие в св. Мессе в Кафедральном соборе. Наши ребята исполняли служение министрантов, а Владыка представил их приходской общине. В тот же день мы побывали в Сибирском Кармиле, и наши воспитанники познакомились с насельницами этой обители. Встреча с монахинями проходила в теплой и дружеской атмосфере, нас угощали чаем с печеньем, общая беседа сосредоточилась на важных духовных вещах. Спустя несколько дней матушка-настоятельница обители специально подчеркнула в разговоре со мной, что сестрам-кармелиткам будет легче молиться о наших воспитанниках после того, как они познакомились с ними лично.
Что же касается программы духовных упражнений, то сначала отец Янез Север, SJ, обучал ребят разным приемам молитвы, а в последний день я дал им темы для медитаций и размышлений, касающиеся их призвания и миссии, с которой Иисус отправил их в приходы.
— Чем будут заниматься воспитанники во время их пребывания в приходах?
— Полагаю, что им не придется скучать. На самом деле программа очень напряженная. Это обязательное исполнение обязанностей алтарников (министрантов), участие в приходской катехизации, работе с детьми и молодежью, поездки вместе со священниками в пастырские пункты и приходы-филиалы, конечно же, социальная работа (в Омске – в рамках программ местного «Каритас», в Томске – в Приюте Сестер Матери Терезы). И исполнение «домашних заданий» по различным предметам, о которых им предстоит отчитаться в ходе общих встреч в Новосибирске. В приходах учащиеся предсеминарии встретят главные христианские праздники – Рождество и Пасху. Летом они примут участие в проведении лагерей для детей и молодежи, в «Каникулах с Богом».
— А что входит в программу февральской и июльской общих сессий?
— Февральская сессия откроется культурным мероприятием: мы все вместе пойдем в Театр оперы и балета или на филармонический концерт. Кстати, я заранее «прощупал» реакцию наших воспитанников на эти планы, и они были встречены с большим энтузиазмом, чему я, не скрою, очень рад.
На следующий день состоится собеседование по Библии со специалистом по библеистике Ириной Скулкиной, потом – по Катехизису Католической Церкви с настоятелем Кафедрального собора о. Сергеем Давыдовым.
Мы опять поделимся опытом действия Бога в нашей жизни за истекшие месяцы пребывания в приходах.
Еще один день – «курс министрантов» с о. Денисом Марчишиным. В его свете воспитанники смогут оценить свое служение в качестве алтарников, небольшой опыт которого у каждого из них к тому времени будет иметься.
Последние четыре дня – духовные упражнения за городом по системе св. Игнатия Лойолы.
Если прежде работа предсеминарии завершалась в конце мая, то у нас – в конце июля. В первые два дня летней сессии мы вновь проведем собеседования по Библии и Катехизису Католической Церкви, а также поделимся опытом действия Господа в нашей жизни. Собеседование с о. Александром Деппершмидтом будет посвящено Евхаристии, и ему тоже будет отдан один день. Завершится всё полноценными восьмидневными духовными упражнениями по системе св. Игнатия Лойолы.
По окончании курса предсеминарии ее участники отправятся домой на каникулы, а епископы примут решение об их направлении на учебу в Высшую Духовную семинарию на основании характеристик, предоставленных ректорами.
— Будет ли постоянным Ваш контакт, как координатора-духовника, с учащимися и ректорами?
— Разумеется. Я каждый месяц буду посещать всех наших учащихся в их приходах, буду регулярно беседовать с ними и их наставниками. Такие встречи будут проводиться минимум по одному разу в месяц, но возможно и еще чаще. Я полагаю, что устройство нашей предсеминарии очень «горизонтальное»: ведь я – никоим образом не «главный ректор», а всего лишь координатор. И я вижу здесь огромный шаг вперед в том, что касается интенсификации сотрудничества с епархиальным клиром. Епархиальные священники получат возможность непосредственно участвовать в духовной формации наших ребят. Я думаю, что это – большой «плюс».
— В дальнейшем предсеминария в Новосибирске продолжит свою работу по этой же программе?
— Эта программа носит экспериментальный характер. В сентябре будущего года состоится ее детальное обсуждение в свете полученного опыта. Я надеюсь, что в этом обсуждении примут участие все трое нынешних ректоров и один из прежних ректоров предсеминарии. Мы сравним то, что делалось раньше, с тем, что мы собираемся делать теперь. Мне кажется, что нынешняя программа – более гибкая. Мы не привязаны так сильно, как раньше, к количеству возможных кандидатов. Если в какой-то год кандидатов не окажется, работу предсеминарии можно приостановить, зато когда они появятся вновь, открыть ее опять будет легче, чем раньше.
— Спасибо, отец Себастьян!
— Вам спасибо за этот приятный разговор. А я попросил бы всех верных, всех, кто прочитает этот материал, молиться о наших ребятах, молиться о том, чтобы Господь послал новых кандидатов, молиться об отцах-ректорах и молиться обо мне, координаторе-духовнике!
Беседовал Владимир Дегтярев
Фотографии Александра Эльмусова, а также из личного архива о. Себастьяна Прието Силвы, SJ