Религия и патриотизм
Любовь к своему народу, к своей родине, безусловно, положительное чувство и заслуживает самого высокого уважения. Это чувство известно под именем патриотизм. Патриотизм в той или иной степени свойственен любому народу, и чувство это благородное и нужное. Но настоящий патриотизм сочетается с уважительным отношением к другим народам, их культуре, обычаям, в том числе – и к их религии. Если этого нет, то патриотизм превращается в национализм (шовинизм) – чувство собственного превосходства перед другими народами, высокомерного, а подчас и враждебного отношения к ним. В таком случае подобный «патриотизм» несовместим с христианской верой, которая объединяет всех верующих во Иисуса Христа, независимо от их национальности. Вспомним приведённые выше слова апостола Павла. К тому же следует добавить, что единство религии у той или иной нации вовсе не является обязательным признаком патриотизма. Один и тот же народ может исповедовать разные формы христианства и, несмотря на это, быть патриотом своей родины. Известен патриотизм грузинского народа. Но среди грузин имеются и православные, и католики (особенно в западной Грузии). Известен патриотизм прибалтийских народов, но, например, среди эстонцев, в основном, лютеран, есть и православные, среди латышей, также преимущественно лютеран, имеются и католики.
Итак, настоящий патриотизм ни в коей мере не может быть связан с чувством превосходства своей конфессии над другими верами.
В связи со сказанным выше мне хотелось бы остановиться на возможном неправильном понимании слов «богохранимая страна». Как следует понимать эти слова? Как выражение особой избранности русского народа? Но является ли русская земля в большей степени хранимой Богом, чем другие страны? Думается, что так полагать было бы неверным. Бог для всех людей является Отцом небесным, без различия их национальностей. Милосердие Божие распространяется на все народы, все народы под промыслом Божиим, все народы хранимы Богом. Поэтому богохранима не только наша земля, но все страны, все народы. Было бы неправильно говорить о «большей или меньшей» степени богохранимости. В чём же проявляется богохранимость? В том, что путь к Богу открыт для всех людей, независимо от их расовой, национальной, государственной принадлежности. Бог всех нас зовёт к себе: «Се стою у двери и стучу. Если кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду к нему и буду вечерять с ним, и он со Мною» (Откровение святого апостола Иоанна, III, 20). Все мы дети Единого Бога небесного, и не может быть у Него любимых, более хранимых, и нелюбимых, менее хранимых детей.