Религия и национальность

Важнейшими признаками нации являются язык, особенности национального характера, традиции, обычаи и, конечно, национальная культура. Возникает вопрос, является ли религия одним из различительных признаков нации? Можно ли, например, рассматривать православие именно как русскую веру, а католичество как, скажем, испанскую? На этот вопрос не может быть однозначного ответа. С одной стороны, русские, как нация, отличаются от японцев, англичан, итальянцев в числе других признаков своей конфессиональной принадлежностью. Но, с другой стороны, православие является основной конфессией не только для русского народа, но и ряда других народов, например, греков, болгар, сербов, грузин, некоторой части арабов и небольшого тюркоязычного народа – гагаузов. Кроме того, православие исповедует некоторая (небольшая) часть эстонцев, финнов, карелов. Встречаются православные и среди англичан, французов, китайцев, японцев. Можно ли в таком случае рассматривать православие как именно русскую веру, как один из важнейших признаков русской нации? В ещё большей степени сказанное касается и католичества, которое исповедуют все большее число разных национальностей.

Из сказанного, как мне кажется, следует, что такая религия как христианство в любой своей форме наднациональна. Я глубоко убеждён в сказанном, но должен заметить, что это не моя личная точка зрения. В данном случае я целиком опираюсь на авторитет святого апостола Павла, неоднократно особо подчёркивавшего наднациональный характер христианской веры, указывавшего, что национальные и прочие различия исчезают перед лицом Иисуса Христа, вера в которого объединяет всех людей независимо от их национальности, социального положения, возраста: «…Нет различия между Иудеем и Еллином, потому что один Господь у всех, богатый для всех, призывающих Его» (К Римлянам, IX, 12). «…Все мы одним Духом крестились в одно тело, Иудеи, или Еллины, рабы ли свободные; и все мы напоены одним Духом» (I-ое послание к Коринфянам, XII, 13). «Нет уже Иудея, ни язычника, ни раба, ни свободного; нет мужеского пола, ни женского, ибо все вы одно во Христе Иисусе» (К Галатам, III, 38). «…Нет ни Еллина, ни Иудея, ни обрезания, ни необрезания, варвара, Скифа, раба, свободного, но все и во всём Христос» (К Колоссянам, III, 28).

Но вместе с тем было бы ошибочным отрицать влияние религии на некоторые особенности национальностей, в том числе – на национальный характер, на культуру народа. При этом надо иметь в виду, что одна и та же конфессия, преломляясь в специфике психологии, обычаев, традиций, национальной культуры разных народов, приобретает различные внешние формы. Соотношение между религией и национальной культурой можно определить как отношение содержания и формы. Возьмём для примера православную конфессию русских и грузин. По своему содержанию она абсолютно одинакова, но внешняя форма различна, что выражается в особенностях (совершенно несходных) русского и грузинского православного церковного пения, в заметно различающейся архитектуре храмов, в некоторых традициях.

Print Friendly
vavicon
При использовании материалов сайта ссылка на «Сибирскую католическую газету» © обязательна