Размышляем о воплощении идей Vaticano II в жизнь нашей епархии…

Третий и последний день Епархиальной Пастырской конференции начался с вотивной Мессы Пресвятому Сердцу Иисуса, которую епископ Иосиф Верт посвятил всем священникам вверенной ему епархии. «Мы намереваемся отметить 50-ю годовщину II Ватиканского Собора, повторяя его уроки вместе с нашей паствой. Но больше того, окружающему миру тоже следовало бы узнать от нас об идеях Собора. Ведь именно к этому призывал и Папа Иоанн XXIII в своей зажигательной речи вечером в день открытия Собора, которую мы вчера увидели на ролике, подготовленном студией “Кана”», — сказал Владыка Иосиф, и продолжил: «Но еще св. Игнатий Лойола, основатель первого в истории Церкви активного апостольского института, учил, что прежде всего нужно работать над спасением собственной души, над воплощением двух самых главных заповедей: возлюби Господа Бога и ближнего своего как самого себя. В советское время нам, священникам и сестрам-монахиням, работавшим в условиях полу-подполья, казалось, что стоит лишь рухнуть атеистическому режиму, и люди сразу же устремятся в храмы. Но оказалось, что всё не так просто. Если 70 лет вера в сердцах людей вытравливалась, потребуется, возможно, не меньшее время, чтобы она вновь возродилась. Так и пророк Илия велит своему слуге посмотреть, не виднеется ли на горизонте облачко, которое должно стать тучей и прервать смертельную засуху. Мальчик идет посмотреть один раз, потом второй, третий…, седьмой, но ничего не видит. Так и вы, ободритесь, не бойтесь, не падайте духом, если даже, подобно отроку пророка Илии, пока не видите результатов своих трудов. Продолжайте попытки до семи раз и даже до семи десятков раз, и плоды обязательно появятся! Отрок видит крохотное облачко, величиной в ладонь человеческую. Таким “облачком” может стать конкретный человек, пришедший в церковь, юноша, пожелавший стать священником, девушка, открывшая в себе монашеское призвание, хотя в их семье все были неверующими.
О пророке Илии сказано, что “была на нем рука Господня”. Отречемся от самих себя! Не будем много мудрствовать, не возомним, будто мы что-то сможем сделать сами! Полностью отдадимся Господу, Его руководству, Его воле, и мы всё сможем, у нас всё получится! У нас получится даже больше, чем мы можем себе представить, если будет на нас рука Господня».

Затем о. Мариано Седано, бывший модератором обсуждения накануне, вновь взял бразды правления в свои руки. На этот раз предметом рефлексии участников конференции стала Церковь, зиждущаяся на «четырех столпах»: керигме, койнонии, литургии и диаконии. Но каким образом эти принципы воплощаются в конкретных реалиях наших приходов? На этот и другие, вытекающие отсюда вопросы, священники и сестры-монахини искали ответы в ходе работы в группах. При подведении итогов много говорилось о необходимости работать с семьями (позитивным опытом такой работы, поделился священник Марек Ящковский из Томского прихода), в которых – будущее Церкви, ибо в их лоне зреют в том числе и духовные призвания. В этой связи о. Богдан Каленцки из Барнаула подчеркнул, что по четвергам, когда Церковь молится о духовных призваниях, он молится и о призваниях к семейной жизни. Верным светским очень важно иметь перед глазами свидетельство настоящих христианских семей. Несколько священников отметили важность прямого контакта пастырей с еще невоцерковленными мужчинами, не ограничиваясь одними лишь попытками «влиять» на них через их воцерковленных жен. Любопытно, что во многих случаях верующие жены сами не очень-то приветствуют такие прямые контакты. Очень важен и личный контакт священника с каждым из прихожан, искреннее внимание к его индивидуальным нуждам.
Подчеркивая необходимость активизации мирян, желательность вручения им ряда церковных функций и служений, участники отметили, что препятствием здесь являются как распространенная среди прихожан привычка не брать на себя ответственность, а лишь получать «указания свыше», так и встречающийся в среде самих священников и монашествующих клерикализм: в каких-то случаях они выбирают более удобное и простое решение, сосредотачивая в своих руках все функции, вместо того, чтобы заниматься воспитанием активного и сознательного мирянина.
Проблемой, вызвавшей оживленную дискуссию участников, стала инкультурация. Одни из священников настаивали на необходимости глубокого усвоения русской культуры, прежде всего православной. Другие говорили, что католическому пастырю важно не только усваивать уроки русской культуры, но и показать русскому человеку, что такое Католическая Церковь. Итог обсуждению подвел о. Мариано Седано. По его словам, инкультурация Католической Церкви в России не может быть достигнута исключительно усилиями священников, приехавших из-за границы, чтобы помочь возрождению католичества на русской земле. Это – дело самих русских католиков, причем на протяжении ряда сменяющих друг друга поколений. Пастырь-итальянец или испанец, естественно, не может отказаться от своих национальных и культурных корней. Однако он может быть свидетелем веры, и при посредстве его свидетельства католическая вера будет усвоена россиянами, которые затем воплотят ее в присущих местной культуре органических формах.
Замечание сестры Татьяны Божик из Прокопьевска сводилось к тому, что латинские священники, декларируя свое желание «учиться у православных», не всегда в должной мере учитывают существование византийской ветви Католической Церкви и не обнаруживают достаточной готовности черпать из ее духовных богатств, хотя католичество восточного обряда представлено на территории Преображенской епархии весьма широко.
В заключение дискуссии о. Мариано сформулировал следующий вопрос: какой может быть цель Пастырского плана, подходы к которому мы пытались нащупать в ходе конференции? При этом следует учитывать, что цель – это нечто отличное от простого желания или мечты (которая может быть и несбыточной), но, вместе с тем, что-то масштабное, перспективное и вдохновляющее. Среди ряда ответов прозвучал и такой (о. Ярослав Митжак из Сургута): «Наша цель – воплотить в жизнь видение Церкви II Ватиканского Собора в конкретных условиях наших приходов».

С этой точкой зрения фактически солидаризовался Владыка Иосиф Верт в своем заключительном слове. «Цель нашего процесса пока точно не определена, — сказал, в частности, он, — в дальнейшем я не исключаю для нее даже поэтическую формулировку. Но, в общем, я это вижу так: претворить учение и рекомендации II Ватиканского Собора в жизнь нашей поместной Церкви. Разумеется, это всё еще нужно конкретизировать. Собственно, и сам процесс еще толком не начался. Формально он начнется 11 октября 2012 г. Мы теперь проводим подготовительную работу, ищем импульс для этого процесса. Разумеется, нам необходимы импульсы снизу, от самих приходов, их паствы. Но нельзя и перегибать палку. Мы намереваемся сформировать компетентную и работоспособную комиссию, которая будет координировать весь процесс. Однако включиться в работу должна вся Церковь. Мы сами пишем нашу историю, и каждый католик имеет право включить в нее свою страничку или даже целую главу».
Тепло поблагодарив всех участников конференции, а особенно – о. Мариано Седано, CMF («надеюсь, мы и дальше будем работать вместе над усвоением уроков Vaticano II», — сказал Владыка), епископ Иосиф Верт объявил Пастырскую конференцию закрытой. В заключение все ее участники исполнили гимн Te Deum.

В. Дегтярев

Print Friendly
vavicon
При использовании материалов сайта ссылка на «Сибирскую католическую газету» © обязательна