Размышление Генерального викария Преображенской епархии о. Энтони Бранагана, CSsR, на торжество Пресвятых Тела и Крови Господних
В четверг Страстной недели Церковь празднует установление таинства Евхаристии. Но со временем Церковь осознала, что ей следует установить другой праздник – праздник Тела и Крови Христа, чтобы подчеркнуть важность этого Таинства и таким образом привлекать и учить верующих почитать священную тайну Тела и Крови Иисуса, дабы мы постоянно ощущали в себе плоды искупления. Так в XIII веке возник этот праздник — Тела и Крови Христа.
Невозможно переоценить важность Таинства Евхаристии. Евхаристия — «источник и вершина всей христианской жизни. Все другие таинства, как и все виды церковного служения и апостольские труды, связаны с Евхаристией и устремлены к ней. Ибо Святая Евхаристия содержит в себе все духовное сокровище Церкви, то есть Самого Христа — нашу Пасху» (ККЦ 1324).
Евхаристия – Святая Месса совершается везде и всегда, пока существует этот мир, и напоминает нам о Страстях, Жертве и Воскресении Христа ради нашего спасения. В каждой Святой Мессе Иисус – Главный Священник и Жертва.
Евхаристия – Причастие соединяет нас с Живым Иисусом Христом, воскресшим после того, как Он претерпел Страсти и Смерть. В Причастии – Священной Трапезе Нового Завета — мы принимаем участие в жертве, но не на подобие священных трапез Ветхого Завета: ведь мы принимаем Иисуса Живого, восторжествовавшего над смертью Воскресением. Мы принимаем Его с Телом, Кровью, Духом и Божеством. Он питает нашу жизнь в Своем Теле — Церкви. Причастие претворяет нас в Иисуса, «обоживает» нас..
Евхаристия – Святые Дары в дарохранительницах и на адорации напоминают нам, что Иисус постоянно с нами, что Он близок к нам и хочет, чтобы мы обращались к Нему как к любимому другу и делились с Ним всем, что есть в нашей жизни. Святые Дары – это Эммануил, Бог с нами.
Поясняя смысл праздника Тела и Крови Христа, св. Фома Аквинский писал: «Единородный Сын Божий, желая даровать нам причастие Божеству Своему, принял естество наше, дабы, вочеловечесившись, обожить человеков. И сего Более, — всё, без изъятия, от нас воспринятое, предназначил Он ко спасению нашему. Тело Своё принёс Богу Отцу в умилостивление за нас. Кровь Свою излил ради спасения нашего от горестнейшего рабствования, дабы мы очистились от всех грехов. И, чтобы вовеки соблюдено было в нас памятование о столь великом благодеянии, — оставил Он верным Своим, под видами хлеба и вина, Тело Своё в пищу, и Кровь в питие».
«Как послал Меня живой Отец, и Я живу Отцом, так и едящий Меня жить будет Мною. Сей-то есть хлеб, сшедший с небес. Не так, как отцы ваши ели манну и умерли: едящий хлеб сей жить будет вовек. — Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нём» (Ин 6,56-57).
«Иисус Христос, Священник вечный и истинный, заповедав нам образ непрестанной жертвы, Самого Себя принёс Тебе как первую спасительную жертву и нам заповедал в память о Себе совершать приношение. Вкушая Его Тело, за нас закланное, мы укрепляемся и, пия Его Кровь, за нас пролитую, очищаемся. — Даруй нам радость вечного приобщения к Божественной жизни, предзнаменованием которой в жизни временной служит Причащение Драгоценного Тела Твоего и Крови Твоей» (Префация Мессы).