Размышление Генерального викария Преображенской епархии о. Энтони Бранагана, CSsR, на торжество Пресвятой Троицы, 15 июня 2014 г.
Мы, христианине, веруем, что Бог Един в Трёх Лицах Отца, Сына и Святого Духа. Троица – глубочайшая Тайна нашей веры, и человек не в силах полностью познать эту Тайну Божественной сущности. Но Бог приоткрыл нам эту Таину, чтобы мы познали Его как нашего Вечного Отца и Творца; как Сына Предвечного, нашего Брата и Спасителя; как Духа Святого, нашего Утешителя и Источника нашей святости. В сегодняшней Вступительной молитве мы взывали к Богу Отцу: «Ты явил людям чудесную Свою тайну; дай нам в исповедании истинной веры познать славу вечной Троицы и почтить Единство Божественных Лиц в могуществе их величия».
Префация Мессы Троицы со всей ясностью свидетельствует о нашей вере в эту Тайну: «Отче Святой, всемогущий, вечный Боже, Ты с Единородным Твоим Сыном и Святым Духом — единый Бог, единый Господь: не в едином Лице, но в единой сущности Троицы. Ибо, веруя в Твою славу, Твоим откровением нам явленную, равно веруем во славу Твоего Сына и во славу Духа Святого; так что, исповедуя истинное и вечное Божество, мы поклоняемся и каждому из Лиц, и единому Их существу, и Их равному величию».
До пришествия Иисуса Христа, в ветхозаветные времена, Богоизбранный народ верил, что Бог – Один. Откровение троичности Божественных Лиц не было ясно выраженным, определенным образом высказанным человечеству. Но всё же, читая Ветхий Завет, мы находим немало аллюзий на Троицу. Часто Ветхий Завет говорит о Боге Отце; часто — о Духе Божьем; и часто — о Слове Божьем, как и о Мессии (Христе) и Сыне Божьем. В свете откровения Нового Завета мы ясно осознаём, что эти аллюзии указывают на Предвечного Отца, Святого Духа и живущего от века Сына Отца Предвечного, т.е. Троицу.
Св. Августин пытался передать невыразимость и неприступность Тайны Троицы с помощью такой аналогии. Однажды он, прогуливаясь по берегу моря и размышляя о Троичности Божества, встретил маленького мальчика, который пытался вычерпать воду из моря в маленькую ямку, вырытую им в песке. Августин снисходительно пояснил ребенку всю абсурдность его затеи, и тут же услышал в ответ: «Но еще труднее человеческому разуму до конца постичь Тайну Троицы».
Однако это не означает, что нам не нужно даже пытаться постичь эту Тайну. Бог приоткрыл нам Тайну Троицы, чтобы мы познавали Его как можно глубже, а также для того, чтобы мы постоянно обращались в молитве к Отцу, Сыну и Святому Духу. Бог любит нас, и Откровение Тайны Троицы – доказательство Его любви. Бог Отец любит нас, как Своих детей: «Так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную». Единородный Сын любит нас, как Своих братьев и сестёр: Он взял на Себя грехи наши и предал Себя на смерть ради нас. Святой Дух, Дух Любви, живёт в нас как в Своей обители и наполняет наши сердца любовью.
Учение и благочестивая традиция Церкви постоянно напоминают нам о Тайне Троицы. Когда мы совершаем крестное знамение, то делаем это во имя Отца и Сына и Святого Духа. Очень часто мы произносим: «Слава Отцу и Сыну и Святому Духу». Церковь постоянно пытается разными путями приблизить эту Тайну верующим и неверующим. Св. Августин, например, написал пятнадцать трактатов о Троице. Св. Патрик, первый проповедник христианства в Ирландии и небесный покровитель этой страны (432 – 493 гг.), ища способ, как лучше всего приблизить Тайну Троицы ирландцам, придумал использовать трилистник – растение, которое встречается только в Ирландии, – в качестве аналогии. Этот трилистник (шамроск, по-ирландски) стал символом христианства в Ирландии.
Иисус Христос – Единородный Предвечный Сын Бога Отца, а мы – усыновлённые дети Божии во Христе Иисусе. «А как вы — сыны, то Бог послал в сердца ваши Духа Сына Своего, вопиющего: “Авва, Отче!”».
Молитва «Щит Св. Патрика» («Мольба оленя»)
Я восстаю ныне великой силою
воззвания ко Троице,
верою в Троичность,
исповеданием Единства
Творца всего творения.
Я восстаю ныне
силою Христа и Его Крещения,
силою Его Распятия и Погребения,
силою Его Воскресения и Вознесения,
силою Его пришествия на последний суд.Я восстаю ныне
силою любви Херувимов,
силою послушания Ангелов,
силою служения Архангелов,
силою надежды воскресения и благовоздаяния,
силою молитв Патриархов,
силою провозвестия Пророков,
силою проповеди Апостолов,
силою веры Исповедников,
силою непорочности Девственниц,
силою деяний Праведников.Я восстаю ныне
силою Небес,
светом Солнца,
сиянием Луны,
славой Огня,
быстротой Молнии,
порывом Ветра,
глубиной Моря,
постоянством Земли,
крепостью Камня.Я восстаю ныне
Божьей силою, меня ведущей,
Божьим могуществом,меня укрепляющим,
Божьей мудростью, меня направляющей,
Божьим оком, меня соблюдающим,
Божьим слухом, мне внемлющим,
Божьим словом, мне глаголющим,
Божьей дланью, меня хранящей,
Божьим путем, мне предлежащим,
Божьим щитом, меня ограждающим,
Божьим воинством, меня сберегающим
от демонских уловлений,
от скверных искушений,
от природных похотей,
от всех, кто желает мне зла,
дальних и ближних,
единых и разделенных.Я призываю ныне
все силы эти оградить меня
от всего, без милости восстающего
на мои тело и душу,
от заклятий лжепророков,
от злоучений язычников,
от лжеверия еретиков,
от обмана идолослужения,
от злого колдовства,
от тех знаний, что губят тело и душу.Христос ныне обороняет меня
от яда и огня,
от потопления и ран
дабы даровать благо в изобилии.
Христос со мною,
Христос предо мною, Христос за мною,
Христос во мне, Христос подо мною, Христос надо мною,
Христос справа меня, Христос слева меня,
Христос где я лежу, Христос где я сижу, Христос где я стою,
Христос в сердцах, помышляющих о мне,
Христос в устах, говорящих о мне,
Христос в очах, видящих меня,
Христос в ушах, внимающих мне.Я восстаю ныне великой силою
воззвания ко Троице,
верою в Троичность,
исповеданием Единства
Творца всего творения.
Спасение от Господа.
Спасение от Господа.
Спасение от Христа.
Спасение Твое, Господи,
да присно пребудет с нами.
Аминь.