Размышление Генерального викария Преображенской епархии о. Энтони Бранагана, CSsR, на торжество Пресвятой Троицы
Мы, христианине, веруем, что Бог Един в Трёх Лицах Отца, Сына и Святого Духа.
Троица – глубочайшая Тайна нашей веры, и человек не в силах полностью познать эту Тайну Божественной сущности. Но Бог открыл эту Таину, чтобы мы знали Его как нашего Вечного Отца и Творца; как Сына Вечного, нашего Брата и Спасителя; как Духа Святого, нашего Утешителя и Источника святости. В сегодняшней вступительной молитве сегодня мы обрашались к Богу Отцу: «Ты явил людям чудесную Свою тайну; дай нам в исповедании истинной веры познать славу вечной Троицы и почтить Единство Божественных Лиц в могуществе их величия».
Префация Мессы Троицы выражает ясно нашу веру в эту Тайну: «Отче Святой, всемогущий, вечный Боже, Ты с Единородным Твоим Сыном и Святым Духом — единый Бог, единый Господь: не в едином Лице, но в единой сущности Троицы. Ибо, веруя в Твою славу, Твоим откровением нам явленную, равно веруем во славу Твоего Сына и во славу Духа Святого; так что, исповедуя истинное и вечное Божество, мы поклоняемся и каждому из Лиц, и единому Их существу, и Их равному величию».
До Иисуса Христа в Ветхом Завете народ верил, что Бог – Один. Откровение Троицы Божественных Лиц не было ясным, определенно высказанным человечеству. Но всё же, когда мы читаем Ветхий Завет, то находим много аллюзий на Троицу. Часто Ветхий Завет говорит о Боге Отце; часто говорит о Духе Божьем; и часто говорит о Слове Божьем и о Христе и Сыне Божьем. После откровения Нового Завета мы ясно сознаём, что эти аллюзии относятся и означают Отца Предвечного, Святого Духа и Сына Отца Предвечного, т.е. Троицу.
Св. Августин объяснил всю неприступность Тайны Троицы в такой аналогии. Однажды он, размышляя о Троичности Божества, встретил на берегу моря маленького мальчика, который пытался вычерпать воду из моря в маленькую ямку в песке. Августин сказал мальчику, что невозможно перелить всю воду моря в эту ямку. Мальчик же отвечал: «Труднее для человеческого разума понять до конца Тайну Троицы».
Однако это не означает, что не надо стараться постичь эту Тайну. Бог приоткрыл Тайну Троицы, чтобы мы познали Его глубже и чтобы постоянно обращались к Отцу, и Сыну, и Святому Духу. Бог любит нас, и Откровение Тайны Троицы – доказательство Его любви. Бог Отец любит нас, как Своих детей: «Так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную». Единородный Сын любит нас, как Своих братьев и сестёр: Он взял грехи наши на Себя и отдал Свою жизнь за нас. Святой Дух, Дух Любви, живёт в нас как в Своей обители и наполняет наши сердца любовью.
Учение и традиция Церкви постоянно напоминают нам о Тайне Троицы. Когда мы совершаем крестное знамение, то делаем это во имя Отца и Сына и Святого Духа. Очень часто мы произносим: «Слава Отцу и Сыну и Святому Духу». Церковь постоянно старается разными путями объяснить эту Тайну верующим и неверующим. Св. Августин, например, написал пятнадцать книг о Троице. Св. Патрик, основатель и покровитель веры в Ирлании (432 – 493 гг.), не зная как прояснить Тайну Троицы ирландцам, придумал использовать трилистник – растение, которое встречается только в Ирландии – в качестве аналогии. Этот трилистник (шамроск, по-ирландски) стал символом христианства в Ирландии.
Иисус Христос – Единородной Предвечный Сын Бога Отца, а мы – усыновлённые дети Божии во Христе. «А как вы — сыны, то Бог послал в сердца ваши Духа Сына Своего, вопиющего: “Авва, Отче!”»