Размышление Генерального викария Преображенской епархии о. Энтони Бранагана, CSsR, на праздник Рождества Христова

– самый популярный семейный праздник. Все празднуют это событие с великой радостью – особенно дети. Собираются вместе родственники и друзья, накрывают стол, устраивают торжественный ужин, делают и получают подарки, обмениваются рождественскими открытками и взаимными пожеланиями.
Атрибуты Рождественского времени – это ясли с фигурками, нарядная ёлка, особые песнопения – колядки. Без сомнения Рождество – самый красивый и добрый праздник.

Но не все празднуют Рождество одинаковым образом. Для одних – это время интенсивной торговли и коммерции. Для других – праздник мирской, светский, без религиозного смысла. Находятся и такие, кто хочет отделить Христа от праздника Рождества. В эти дни президент одной страны, включив лампочки на главной рождественской ёлке своего государства, перед зданием правительственной администрации, назвал её «праздничной», а не, как прежде, «рождественской». Он не хотел обижать тех граждан, которые хотят обрубить все связи между обществом и религией, которые считают, что религия – дело сугубо личное, что она не должна влиять на общественные дела. Наверное, людей, которые так думают, не так уж много, но они имеют большое влияние. Однако большинство наших современников по-прежнему убеждено, что Рождество связано с Иисусом Христом. Если спросить детей в любой школе, что значит Рождество, как я это сделал недавно, то они все закричали бы: Это рождение Иисуса Христа!
Что значит Рождество для верующих христиан? Чтобы исчерпывающе ответить на этот вопрос, следовало бы написать толстую книгу. Но тексты рождественской литургии объясняют это коротко, ясно и достаточно для понимания сути происходящего.

«Ныне родился нам Спаситель, возрадуемся, возлюбленные! Нет места печали, когда рождается жизнь, страх сокрушения смерти, явилась радость от обетования жизни нескончаемой». Это слова из рождественской проповеди святого Папы Льва Великого, произнесённые в V веке.
Рождество – это празднование рождения Человека. Каждое рождение – большая радость для матери, отца, братьев, сестёр, родственников и знакомых. Эта радость отражается на их лицах и на лице матери, которая только что родила дитя. Однажды я навестил больницу в городе Прокопьевске, и при этом был очень удивлён. Высоко на стене, под самой крышей, большими буквами было написано: У МЕНЯ РОДИЛСЯ СЫН. Без сомнения, тот, кто это написал, нарушил правила поведения, и при этом сильно рисковал. Однако очевидно, что рождение сына доставило этому человеку огромную радость, и он хотел поделиться этой своей радостью со всеми без исключения людьми.

Так давайте же поспешим вместе с пастухами в Вифлеем, посмотрим и послушаем, что там происходит. Придя туда, мы обнаружим Марию, Иосифа и Младенца, лежащего в яслях. Новорождённый Младенец является нашим Богом и Спасителем. И понимание этого наполняет нас великой радостью.
В этом святом месте всё святое… Здесь – школа веры и жизни. Мы храним молчание и тихонько молимся про себя: «Боже, помоги глубокой верой познать эту сокровенную тайну и исполниться горячей любовью к ней». И, созерцая эту святую сцену, мы всё глубже и глубже проникаем в значение тайны Рождества.
Как Бог любит нас! Ведь Он послал Своего Сына Единородного, чтобы Тот родился и жил среди нас, чтобы Он спас нас, чтобы мы получили жизнь через Него! Бог знал, что мы живем как «народ, ходящий во тьме и в стране тени смертной» и поэтому послал нам Свет Великий – Своего Сына, Свет мира.

В Рождестве Иисуса открылись благодать и любовь Бога к нам. Бог спас нас не по делам нашей праведности, а по Своей милости. Он восхотел, чтобы мы стали детьми Его, чтобы мы узнали Его как нашего любящего Отца, чтобы мы приобщились к вечной жизни через Иисуса Христа, Сына Божия и нашего Брата. На литургии мы молимся: «Милосердный Боже, ныне явившийся на свет Спаситель мира вернул нам достоинство детей Божьих, удостой нас участия в Его вечной жизни».
Наш Бог очень щедр. Он дарует нам Своего Сына, дар Спасения, жизнь вечную. Эта щедрость Бога к нам дала начало рождественской практике – обмену подарками. Нам надо спросить себя: что мы можем дать Богу в обмен на Его дары? Чего он хочет от нас? Тайна Рождества учит нас жить сообразно званию детей Божьих – целомудренно, праведно и благочестиво, отвергнув нечестие и мирские похоти и будучи ревностными к добрым делам (Тит 2).

Вместе с Марией, Иосифом и пастухами мы будем бережно хранить в своём сердце всё то, что произошло в это Святую Ночь в Вифлееме. И тогда праздник Рождества будет сопряжен для нас и наших семей с великой радостью и глубокой благодарностью.
Боже, Ты чудесным образом сотворил человека и ещё более чудесным образом обновил его достоинство. Молим Тебя, помоги нам приобщиться к Божеству Сына Твоего, дабы мы, исполненные нового сияния Воплощённого Слова, являли в своих делах тот свет, который через веру озаряет наши души.

Print Friendly
vavicon
При использовании материалов сайта ссылка на «Сибирскую католическую газету» © обязательна