Размышление Генерального викария Преображенской епархии о. Андрея Дуклевского на Торжество Пятидесятницы
15 мая мы отмечаем День Пятидесятницы, День Сошествия Святого Духа. Это – особый день, и не только потому, что он завершает собой литургический период Пасхального времени и открывает Рядовое время. День Сошествия Духа посвящен ипостаси Святого Духа и Его действию. Кроме того, это – день рождения Церкви. Именно по этим причинам он имеет столь важное значение.
Дух – по-гречески Пневма – являет Себя весьма деликатно, Он лишь слегка приоткрывает Свое присутствие на страницах Ветхого Завета. В Книге Бытия Он – «Божий ветер» в известном описании сотворения мира (ср. Быт 1,2), а еще – Таинственный Гость в сцене посещения Авраама (Быт 18). Его нелегко обнаружить. Священнописатели, стремясь приблизить тайну Его личности, используют не вполне адекватные образы огня, бурного ветра, голубя… Но, хотя эти образы и не точны, они всё же в какой-то мере выражают природу Духа. В библейских описаниях Святого Духа существенная роль отводится чувствам и тому, что может быть воспринято при их посредстве. Дух – это мощь урагана, теплота дыхания, мирный полет голубя, необоримое сияние огня, запах мира и елея…
Еврейское слово руах, подтверждаемое греческим глаголом пнео, ассоциируется с образом невидимой силы или жизненной энергии, источник которой непросто обнаружить, но последствия деятельности которой – весьма очевидны. Подобно ветру, действие Святого Духа ускользает от человеческого контроля.
Роль Духа как Ходатая и Утешителя верных – Параклета – подразумевает присутствие Невидимого Друга: Он без колебаний разоблачает всё плохое в душе человека, но это только для того, чтобы исцелить и помочь.
Еще один символ Духа – библейская голубица – ассоциируется с ветхозаветным образом птицы, принесшей благую весть в повествовании о Ное и Ковчеге. Согласно этому рассказу, голубь принес в клюве обитателям Ковчега оливковую ветвь, что указывало на окончание гнева Божия – Великого Потопа (Быт 8,11). На присутствие Духа указывает и «елей радости вместо плача» в Книге пророка Исаии (Ис 61,1-3). Святой Дух живет в верующих, наполняет их как масло (елей) амфору, а сам елей – это знамение посвящения от Духа, помазания от Него.
Но если в Ветхом Завете присутствие Святого Духа имеет скрытый, таинственный характер, то в новозаветные времена Он вполне раскрывается в Своих деяниях. Святой Дух – это по-прежнему «Бог сокрытый», принципиально остающийся невидимым, однако Его действия весьма конкретны и выразительны. Яркой манифестацией такого действия и стал день Пятидесятницы.
Насколько же радикально Святой Дух подействовал в этот день на учеников! Из испуганных, почти ничего не понимающих, маловерных людей они почти мгновенно превратились в бесстрашных и многомудрых апостолов. Но ведь и раньше, когда они еще молились в Сионской горнице в ожидании сошествия Духа, они помнили о чудесах Иисуса, которым были свидетелями, помнили о Его наставлениях, слышанных ими на протяжении трех лет Его земного служения… Общение с Воскресшим укрепило их веру, а вид Его Вознесения на небеса преисполнял их сердца радостью и надеждой. Но, оказывается, всего этого было еще недостаточно. Они по-прежнему боялись выйти вовне, навстречу подстерегающим их опасностям. Им казалось, что для того, чтобы наиболее надежным образом сберечь наследие Иисуса, следует оставаться в своем узком кругу, не рискуя нарваться на непонимание и враждебность внешних.
И только лишь в день Пятидесятницы в их сердцах происходит решительная перемена. Они покидают запертое помещение и возвещают пришедшим в Иерусалим на иудейский праздник паломникам Благую Весть. И таким образом Церковь приступает к исполнению назначенной ей от Бога миссии – провозглашению Евангелия всем народам.
Сошествие Святого Духа не было однократным событием. Дух был навсегда дарован Церкви и продолжает действовать в ней, т.е. действовать во всех верных, включая и нас, из поколение в поколение. Весьма осязаемо Его действие в Святых Таинствах. И это Его действие – точно такое же, как и в тот великий День Пятидесятницы.
Приходит Он к нам и индивидуально: и хотя мы ожидаем Его, Он всякий раз умеет застать нас врасплох. Он и могучий, и деликатный в одно и то же время.
Дух наполняет сердца всё новых поколений верующих, изгоняя из них страх и обильно осыпая их благодатными дарами. Это благодаря Духу Церковь сильна настолько, что врата ада не одолеют ее. Но сила Духа совсем не такова, как силы мира сего. И сила Церкви не имеет ничего общего с силами мирских организаций. Церковь зиждется на действии Духа, а потому, подобно Духу, часто остается сокрытой в своем подлинном естестве, выглядит слабой, беззащитной… Порой ей приходится терпеть кажущиеся поражения, она далека от земного триумфа.
Вся сила Церкви происходит исключительно от Бога, а проявляется она по преимуществу в святости ее членов. Святой – это не герой в мирском понимании, а человек, в котором и через которого является и действует Бог. Святой – это человек, открывшийся действию Святого Духа, Его внушениям и вдохновениям. Святой – это буквально теофорос, т.е. «несущий Бога».
Празднуя Сошествие Святого Духа, мы усваиваем пример апостолов, бесстрашно вышедших из своего укрытия навстречу миру, мы утверждаемся в уповании, что Иисус не оставит нас самих среди опасностей этого мира, что Он, по обетованию Своему, с нами во все дни до скончания века.
А еще этот праздник побуждает нас к испытанию совести: взращиваю ли я в себе веру и любовь к Иисусу, не позволяю ли страхам и опасениям завладеть моей жизнью? Ведь человек, поддавшийся своим страхам, закрывается от внушений Духа. А когда он, даже будучи немощен и охвачен тревогой, по примеру апостолов настойчиво молится, размышляет о делах Божиих, Дух приходит к нему и начинает действовать, и открывает человеческое сердце навстречу Своему присутствию.
Церковь жива и сильна тогда, когда она бесстрашно возвещает Евангелие, когда выходит за свою ограду к тем, кто по тем или иным причинам игнорирует или отвергает Благую Весть. Церковь хранит святоотеческое наследие не тогда, когда она видит вокруг одни сплошные угрозы и пытается запугивать ими своих верных, а тогда, когда с радостью и без страха исповедует свою веру.
Всякий раз, когда мы начинаем воспринимать окружающий нас мир как постоянную угрозу, место, где нас постоянно подстерегают всё новые и новые опасности, угрожающие нашей вере и нравам, всякий раз, когда мы позволяем страху овладеть нами и управлять нашими чувствами, мыслями и решениями, всякий раз, когда мы поддаемся искушению отгородиться от «испорченного мира» и замкнуться в кругу «чистых и избранных», мы изменяем нашей вере, демонстрируем свое малодушие. А ведь как христиане, как люди, исполненные силы Духа, мы призваны давать свидетельство, в том числе и свидетельство бесстрашия и великодушия. Так призовем же Святого Духа, прислушаемся к внушениям Святого Духа, откроемся Его действию!
О, приди Дух Святой, и наполни наши сердца любовью, мудростью, мужеством и смирением…
Приди, Дух Святой!