К 20-летию религиозной свободы: рассказывает о. Антоний Гсель
В своем интервью Владыка Иосиф упомянул, что, приехав к месту своего епископского служения, обнаружил всего лишь двух священников. Одним из них был молодой выпускник Рижской духовной семинарии о. Антоний Гсель. Приняв приход в г. Томске и сразу став его настоятелем, о. Антоний проработал в этом старом сибирском городе 18 лет…
Мое первое назначение после рукоположения в Риге в мае 1990 года было в Караганду, но пробыл я там всего две недели. Встреча с о. Павлом Битаутасом оставила сильное впечатление. Он рассказал мне о своей работе в Новосибирске, и о том, что он единственный католический священник от Урала до Дальнего Востока. Решение ехать в Сибирь я принял почти сразу, в августе 1990 я уже был в Новосибирске. Первое время жил у о. Павла в приходе Непорочного Зачатия, и, кроме работы в самом городе, навещал католиков в разных регионах. Это были общины в Омске, Томске, Барнауле, Красноярске, Иркутске, а также многочисленные верующие в деревнях. Люди очень ждали приезда священника, было много желающих исповедаться, принимали Крещение как дети, так и взрослые, венчались как молодожены, так и люди, прожившие много лет в браке. В Красноярске был случай, когда венчал пожилую пару, которым было за 90. Потом мы с о. Павлом приняли такое решение, что я должен жить и работать в одном из приходов, где есть наибольшая потребность в постоянном присутствии пастыря.
В том году я, в числе прочих, несколько раз навещал Томскую общину, которой на Пасху вернули старую церковь, построенную в 1833 году и нуждавшуюся в ремонте. Это, наверное, и стало дополнительным аргументом в пользу Томска. Община в Томске мне очень понравилась еще тогда, когда я, живя в Новосибирске, иногда ее навещал. Среди томских католиков царил особый дух. Дело в том, что, во-первых, это земля многочисленных мучеников за веру, это уже особая благодать. Во-вторых, после закрытия храма в 1939 году, томские католики не переставали собираться на молитву. И это – несмотря на опасность быть арестованными или даже лишиться жизни. Наверное, из-за такой их ревности после смерти Сталина томских верующих нелегально посещало много священников.
Когда я приехал в Томск в сентябре 1990 года, община состояла почти полностью из традиционных католиков, но это были времена большого интереса к религии. Удачное месторасположение – в самом центре города – было еще одним плюсом для прихода. Томск – студенческий город, и каждый вечер на св. Мессу приходило с десяток молодых, интересующихся религией юношей и девушек. Вообще Месса служилась каждый день утром в 10 и вечером в 19 часов, и всегда в храме было много людей. Многие крещеные католики, не получившие однако воспитания в вере, нашли свой путь в Церковь. Другие – бывшие «советские люди» – приняли сознательное решение креститься. Первое Крещение взрослых проходило на Рождество 1990 года, это были 14 молодых людей. Очень большим подспорьем в пастырской работе стали сестры-служительницы Иисуса в Евхаристии, которые приехали для служения в Томск в том же году, что и я. Вся работа с детьми и подростками легла на их плечи. Община стала быстро прирастать новыми прихожанами, и для всех нас стало огромной радостью, что в 1991 году Ватикан объявил о создании церковных структур в России.
Особенным днем для томской общины стал пастырский визит Его Преосвященства епископа Иосифа Верта, Апостольского Администратора для католиков Азиатской части России. После стольких лет томский храм, благодаря архиерейской молитве освящения, опять стал домом молитвы для верных Вселенской Церкви.
В 1991 году в Томск приехали сестры-миссионерки Божественной любви (сестры Матери Терезы), которые первое время жили в старом деревянном доме – бывшем католическом молитвенном доме во времена отсутствия храма. Позже городская администрация вернула Церкви здание бывшей католической школы-интерната, в котором сестры открыли приют для престарелых и нуждающихся с бесплатной столовой для бездомных. Надо сказать, что свидетельство сестер-евхаристок и сестер Матери Терезы стало важным фактором роста численности прихода. Их служение было настолько жертвенным и самоотверженным, что заставило многих томичей заинтересоваться католичеством.
Важным шагом в развитии нашей поместной Церкви стало желание Владыки Иосифа увеличить число священнослужителей. Для этого он ездил по миру и приглашал для работы в Сибири священников, благодаря чему всё большее число российских католиков получали возможность приобщиться Слову Божьему и Святым Таинствам.
В 1992 году в Томск приехали два польских священника, о. Казимир Юзьвик и о. Георгий Пачусский. Благодаря им были открыты новые общины в Томской области. Чуть позднее в городе работали о. Адам Романюк, о. Андрей Дуклевский, и каждый из этих пастырей оставил в жизни томских католиков свой след, принес свой «кирпичик» в восстанавливаемое здание Томского прихода. Ныне все эти священники – настоятели различных сибирских приходов, а о. Андрей настоятельствует в Томском приходе. Особым направлением их служения стала плодотворная работа с молодежью. Это благодаря в том числе и их стараниям четверо молодых людей из Томского прихода стали священниками, несколько девушек – сестрами-монахинями, и, что немаловажно, появилось много молодых католических семей.
Не могу не вспомнить и работу супружеской пары мирян из Польши. Марек и Дорота Мачуги приехали в Томск сразу после свадьбы и провели в этом городе 7 лет. В Томске родились их старшие дети, здесь они помогали в катехизации и сделали немало для активизации мирян. Инициативы, координаторами и участниками которых являются миряне, успешно продолжаются в Томске до сих пор. Это – служение в женской колонии для несовершеннолетних, помощь пациентам Областного психоневрологического диспансера (из этого служения позднее родилась община «Малого Ковчега», которую взял под покровительство сам Жан Ванье), различные благотворительные программы. А еще в Томске продолжает свою работу католическая гимназия – полноценная средняя школа, вероятно, единственное учебное заведение такого рода в Азиатской части России, а, может быть, и во всей России.
В целом, оглядываясь назад и вспоминая, «как всё начиналось», я вижу, что посеянные 20 лет назад семена принесли сегодня неплохие всходы. Я хочу поблагодарить за это Бога и, конечно, тех людей, которые стали Его «руками и инструментами» для восстановления Церкви в таком богатом католическими традициями городе, как Томск.
Томские прихожане об о. Антоне Гселе
Восемнадцать лет мы провели с о. Антоном. Восемнадцать лет – это очень важный возраст. Это время, когда человек становится совершеннолетним, он может самостоятельно принимать решения, его поступки становятся более сознательными. Ровно столько приходом Покрова Пресвятой Богородицы в Томске руководил о. Антон Гсель…
С 14 по 21 апреля 2008 г. отец Антон проводил «прощальные» богослужения во всех приходах Томской области. Было сказано много теплых, искренних слов. Прихожане плакали, волновались, пытались «наобщаться» с отцом. Ведь по большому счету уезжает ОТЕЦ, который вырастил своего ребенка. К какой бы общине он потом не пришел, первенец всегда останется первенцем.Лена Голубкова
СКГ №7-8/2008
P.S. Ныне о. Антоний Гсель является настоятелем католического прихода в г. Екатеринбурге и благочинным Уральского деканата.